|
|||||||||||
Тема. "Звуки [г], [г’], буквы Г, г"Цели. Познакомить учащихся с буквой г и со звуками, которые она обозначает; продолжить обучение плавному послоговому чтению; развивать речь, внимание и память учащихся; прививать учащимся интерес к чтению детской литературы. Оборудование. Учебник "Азбука", касса букв; индивидуальные слоговые таблицы и сигналы для обозначения звуков; предметные картинки с изображением птиц и грибов; плакаты с буквами для составления слов чтение и перемена; портрет К.И. Чуковского; "лента букв"; фигурки гномиков: Томик (в синей одежде, образует твердые слияния) и Тёмик (в зеленой одежде, образует мягкие слияния); две корзинки для грибов (синяя и зеленая); два домика (синий и зеленый), где живут Томик с буквами а, о, у, ы, э и Тёмик с буквами е, ё, и, ю, я. Ход урока I. Организационный момент Учитель. Прозвенел звонок, Ребята, а как называется наш урок? Дети. Чтение. У. Верно, но только буквы в этом слове рассыпались. (Учитель показывает плакат.) Помогите их собрать, Назовите по порядку буквы, которые нам надо взять, чтобы получилось название нашего урока – чтение. Дети называют буквы: ч, т, е, н, и, е. – Итак, урок можно начать. II. Работа над пройденным материалом У.
По "ленте букв" повторим сначала гласные. Назовите те гласные, которые живут в домике у Тёмика и вместе с ним образуют мягкие слоги-слияния. Д. Это гласные е, ё, и, ю, я. У. Какие из них "хитрые" буквы? Д. Все, кроме и. У. Почему? Д. В начале слога они обозначают два звука. У. А теперь назовите гласные, которые дружат с гномиком Томиком и образуют твердые слияния. Д. Это гласные а, о, у, ы, э. У. А среди них есть "хитрые" буквы? Д. Нет, они обозначают один звук. У. А теперь повторим буквы, которые обозначают согласные звуки. Скажите, почему рядом с буквами в верхнем ряду два колокольчика – синий и зеленый? Д. Эти звуки обозначают твердые и мягкие звонкие согласные звуки. У. А почему рядом с буквами в нижнем ряду нарисован камыш? Д. Эти буквы обозначают глухие согласные. Учитель показывает букву н. Дети говорят ее название и звуки, которые она обозначает. Д. Буква н обозначает звуки [н], [н’]. У.
А дружить их научили два веселых гномика. Как зовут этих гномиков? Д. Тёмик в зеленой одежде и с зеленой звездой, Томик в синей одежде и с синей звездой. У. Взмахнет Томик или Тёмик своей звездой и скомандует:
Сольется гласный звук с согласным – и получится слог-слияние. Только у Тёмика получились мягкие слияния, а у Томика – твердые. Вот мы сейчас и прочитаем по слоговым таблицам слоги, которые сделали Томик и Тёмик. Дети читают по индивидуальным слоговым таблицам слоги с двумя согласными – б и д, изученными на последних уроках. – Я вижу, ребята, что вы и буквы хорошо знаете, и слоги хорошо читаете. Значит, хотите хорошо учиться. Верно? А чтобы хорошо учиться, надо тренировать свою память. Давайте и мы потренируем свою память, а заодно еще раз повторим буквы. Учитель вывешивает на доску плакат (все буквы закрыты).
По команде "Ночь!" дети закрывают глаза. В это время учитель открывает две буквы. По команде "День!" дети открывают глаза, смотрят на плакат и читают буквы. Затем они снова закрывают глаза, учитель закрывает старые буквы и открывает новую. Дети каждый раз должны повторить всю цепочку букв. Выигрывает тот, кто сумеет повторить все буквы в точном порядке. – Память у вас, ребята, тоже хорошая. Значит, вы помните рассказ, который мы читали вчера на уроке*. Вспомните, как звали детей, о которых мы читали. Д. Их звали Катя, Вася и Толя. У. А где они были? Д. Они были в лесу. У. Кого они там видели? Д. Дятла. У. Что он делал? Д. Он долбил старое дерево и вытаскивал короедов. У. Как называют дятла и почему? Д. Лесным доктором, потому что он лечит деревья. У. А знаете ли вы других птиц, которые живут в лесу? Д. Да. У. Я сейчас проверю. На наборном полотне расположены картинки с изображениями птиц: сороки, дятла, зяблика, глухаря, вороны. Рядом написаны слова и нарисованы схемы.
Учитель показывает по очереди слова, дети выходят и показывают картинку, к которой это слово относится. Затем дети вместе находят схему этого слова. Выясняют, что словам сорока и ворона соответствует одна схема. При работе со словом тетерев дети могут ошибиться и показать глухаря, так как картинки с изображением тетерева на наборном полотне нет. Учитель должен исправить эту ошибку, показать картинку тетерева и отметить его отличие от глухаря. – Почему зяблика так назвали? Д. Он прилетает рано весной, когда еще очень холодно, стоит зябкая погода, а улетает поздно осенью, когда уже холодно, зябко. У. Скажите, ребята, кто из наших гномиков сложил слово сорока? Учитель показывает схему. Д. Томик, потому что в этом слове только твердые слияния. У. А кто сложил слово тетерев? Д. Тёмик, потому что в этом слове только мягкие слияния. У. Томику и Тёмику так понравилось составлять слова – названия птиц, что захотелось им в лесу самим погулять, пение птиц послушать, а заодно и грибы пособирать. Взяли они корзинки и отправились в лес. Учитель вывешивает картинку, на которой изображена лесная полянка, где "растут" грибы. На каждом грибе написана одна из гласных букв. Дети должны в синюю корзинку Томика собрать грибы с буквами а, о, ы, э, у, а в зеленую корзинку Тёмика собрать грибы с буквами я, е, и, ё, ю. – За то, что мы не ошиблись и правильно собрали грибы для гномиков, они приготовили вам подарок – детские книги для нашей классной библиотеки. Учитель показывает книги, затем ставит их на полку в "Уголок чтения". III. Работа над новым материалом У. Итак, что мы собрали для Томика и Тёмика? Д. Грибы. У. А что они нам подарили? Д. Книги. У. Делим эти слова на слоги и составляем их схемы. Учитель работает на классном наборном полотне, дети – у себя на партах. Учитель показывает схему звука [г] в слове грибы, просит детей произнести этот звук. Затем находит на схеме слова книги этот же звук, но мягкий. Дети произносят его. – Итак, главными на нашем уроке станут сегодня звуки [г] и [г’]. Слушаем их еще раз, затем произносим их с закрытыми ушами. Дети выполняют задание. – Они звенят, как колокольчики. Делаем вывод, что они звонкие. Есть ли у них глухие подружки? Д. Да, это звуки [к] и [к’]. Учитель убирает схему, и дети встают для физкультминутки. IV. Физкультминутка
V. Работа над новым материалом (продолжение) У. Итак, ребята, сегодня у нас в гостях звуки [г] и [г’]. Я сейчас загадаю загадки, а вы отгадаете, но имейте в виду, что в отгадке обязательно должен быть звук [г] или [г’].
Д. Гол! У. Назовите первый звук. Д. Первый звук [г] – твердый. У.
Д. Горох. У.
Д. Гири. У. Какой первый звук? Д. Первый звук [г’] – мягкий. У. Я думаю, дети, что вы все уже знаете, какой буквой обозначаются звуки [г] и [г’]. А если кто-то еще не запомнил, то после сегодняшнего урока, когда эта буква побывает в гостях и у нас, и у Томика с Тёмиком, никто ее не забудет. Так что же это за буква? Д. Это буква г. У. Находим ее в кассе букв, на "ленте букв", на стенде "Сегодня на уроке". Дети говорят, на что, по их мнению, похожа буква г. Сравнивают большую и маленькую буквы.
Вспомните, встречалась ли нам буква г, когда мы читали слова – названия птиц? Д. Да. У. В каком слове? Д. В слове глухарь. У. Буква г – главная на нашем уроке, поэтому именно ее Томик и Тёмик позвали к себе в гости. Одна буква г пошла в гости к Томику. Учитель вывешивает синий домик Томика. В нем два окошка-кармашка. В красном окошке – гласные буквы а, о, ы, у, э. Они всегда живут у Томика. Букву г помещает в синий кармашек. – Села буква г у окошка с синим стеклышком и стала обозначать звук... Д. Звук [г] – твердый. У. А другая буква г пошла в гости к Тёмику. Учитель вывешивает зеленый домик, в красном кармашке-окошке помещены буквы я, ё, и, ю, е. – Села она у окошка с зеленым стеклышком и стала обозначать звук... Д. Звук [г’] – мягкий. У. Вот и стали Томик и Тёмик перекликаться, слоги составлять, чтобы потом из них слова делать. Гномик Томик скажет... Д. Га. У. А ответит Тёмик... Д. Гя. У. Гномик Томик крикнет... Д. Го! У. А ответит Тёмик... Д. Гё! Учитель по очереди вывешивает прочитанные гласные. Дети читают все слоги с буквой г. Затем они подбирают слова, в которых есть слоги га, го, гу, ги, ге. У. Подберите слова со слогами гя, гё, гю. Дети затрудняются. – Не огорчайтесь, что у вас не получилось. Вы еще маленькие и не знаете, что в русском языке нет слов с такими слогами. Тогда зачем же их читать? Да затем, что очень часто в русский язык приходят слова из других языков, в которых могут быть такие слоги. Например, есть в Азербайджане город Гянджа, есть в горах прекрасное озеро Гёк-гёль, а есть имя девочки – Гюльнара. Так что слоги все нужны, слоги все важны, и все их надо уметь читать. Ребята, Томик и Тёмик научили нас читать слоги, так что мы сейчас сможем прочитать, какие же грибы они собирали в лесу, а потом покажем их на картинках. Дети читают названия грибов, соотносят их с картинками, указывают несъедобные и съедобные.
– Откройте учебник на страницах 102–103 и рассмотрите картинку. Дети выполняют задание. – Куда и зачем пошли дети? Д. В лес собирать грибы. У. Оказывается, не только Томик и Тёмик любят грибы собирать, но и дети тоже. А как их зовут? Найдите под картинкой их имена. Д. Галя и Гена. У. Найдите слово, которое обозначает, что в руках у Гали. Д. Корзинка, она маленькая. У. А что у Гены? Д. Корзинка, она у него большая. У. Какие грибы хочет сорвать Гена? Д. Мухоморы. У. Как вы думаете, что говорит ему Галя? Д. Эти грибы нельзя рвать, они ядовитые! У. И зачем они только растут, надо бы уничтожить их на всей Земле, да? Д. Нельзя, они для людей ядовитые, а для животных полезные, например, это лекарство для лося. У. Значит, в природе все важно, все нужно, ничего нельзя уничтожать. Прочитайте текст на странице 103 по отдельным предложениям, а затем целиком хором. Дети читают. Д. Галя и Гена набрали много грибов. В корзинке у Гали одни боровики. А у Гены – поганки.
VI. Дополнительное чтение произведений детской литературы и хоровая декламация У. Дети, мы учим буквы, читаем слоги, составляем слова и предложения для того, чтобы суметь потом прочитать наши любимые сказки. И вот на уроке опять наш любимый... Учитель вывешивает портрет. Д. Корней Иванович Чуковский! У. Какие его сказки вы знаете и любите? Дети называют. – А какие его произведения весело читать и вы всегда смеетесь? Д. Как говорят дети. У. Хотите посмеяться? Рассказываю. Маленький мальчик увидел в городе, что конь остановился посреди улицы и мешает движению. И тогда мальчик закричал... Учитель вывешивает плакат, дети читают про себя, а потом хором вслух. Д. У него бензин кончился! Дети объясняют, почему эта фраза смешная. У. Корней Иванович Чуковский с одинаковой любовью рассказывает и про детей, и про зверей. И все-таки каких героев больше в его произведениях, ребят или зверят? Д. Зверят. У. А теперь викторина. Учитель задает вопросы, дети находят и читают ответы, записанные на доске. На доске.
– Измените слово бегемот так, чтобы буква г стояла не в середине, а в начале слова. Д. Гиппопотам. У. А где мы читали про гиппопотама? Д. В сказке "Тараканище"**. У. Давайте расскажем наизусть эту сказку, а потом прочитаем, что же было дальше. Дети рассказывают комбинированным способом – по одному и хором – сказку от слов "Ехали медведи..." до слов "...и еловую шишку пожалую". Затем один из учащихся читает с доски. Д.
Повторно хором дети читают. VII. Итог урока У. Чем занимались на уроке? Д. Учились читать. У. Вы хорошо поработали, а теперь у вас... Учитель показывает на плакат, дети соединяют согласный звук с гласным, составляют из слогов слово.
Д. Перемена! Нина ЯШИНА, |