Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №38/2000

Архив 1999-2004

Тема. "Звуки [г], [г’], буквы Г, г"

Цели. Познакомить учащихся с буквой г и со звуками, которые она обозначает; продолжить обучение плавному послоговому чтению; развивать речь, внимание и память учащихся; прививать учащимся интерес к чтению детской литературы.

Оборудование. Учебник "Азбука", касса букв; индивидуальные слоговые таблицы и сигналы для обозначения звуков; предметные картинки с изображением птиц и грибов; плакаты с буквами для составления слов чтение и перемена; портрет К.И. Чуковского; "лента букв"; фигурки гномиков: Томик (в синей одежде, образует твердые слияния) и Тёмик (в зеленой одежде, образует мягкие слияния); две корзинки для грибов (синяя и зеленая); два домика (синий и зеленый), где живут Томик с буквами а, о, у, ы, э и Тёмик с буквами е, ё, и, ю, я.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Прозвенел звонок,
                   Мы начнем урок.

Ребята, а как называется наш урок?

Дети. Чтение.

У. Верно, но только буквы в этом слове рассыпались. (Учитель показывает плакат.)

Помогите их собрать,
Не то урок нам не начать.

Назовите по порядку буквы, которые нам надо взять, чтобы получилось название нашего урока – чтение.

Дети называют буквы: ч, т, е, н, и, е.

– Итак, урок можно начать.

II. Работа над пройденным материалом

У.     

Чтобы книги читать,
Надо буквы повторять.
Буквы сделала рука,
А увидят глазки,
Чтоб потом мы без труда
Прочитали сказки.

По "ленте букв" повторим сначала гласные. Назовите те гласные, которые живут в домике у Тёмика и вместе с ним образуют мягкие слоги-слияния.

Д. Это гласные е, ё, и, ю, я.

У. Какие из них "хитрые" буквы?

Д. Все, кроме и.

У. Почему?

Д. В начале слога они обозначают два звука.

У. А теперь назовите гласные, которые дружат с гномиком Томиком и образуют твердые слияния.

Д. Это гласные а, о, у, ы, э.

У. А среди них есть "хитрые" буквы?

Д. Нет, они обозначают один звук.

У. А теперь повторим буквы, которые обозначают согласные звуки. Скажите, почему рядом с буквами в верхнем ряду два колокольчика – синий и зеленый?

Д. Эти звуки обозначают твердые и мягкие звонкие согласные звуки.

У. А почему рядом с буквами в нижнем ряду нарисован камыш?

Д. Эти буквы обозначают глухие согласные.

Учитель показывает букву н. Дети говорят ее название и звуки, которые она обозначает.

Д. Буква н обозначает звуки [н], [н’].

У. 

Жили буквы, жили,
Жили – не тужили,
Потому что все дружили.

А дружить их научили два веселых гномика. Как зовут этих гномиков?

Д. Тёмик в зеленой одежде и с зеленой звездой, Томик в синей одежде и с синей звездой.

У. Взмахнет Томик или Тёмик своей звездой и скомандует:

Ну-ка, гласный,
Встань с согласным!
Образуйте вместе слог!

Сольется гласный звук с согласным – и получится слог-слияние. Только у Тёмика получились мягкие слияния, а у Томика – твердые. Вот мы сейчас и прочитаем по слоговым таблицам слоги, которые сделали Томик и Тёмик.

Дети читают по индивидуальным слоговым таблицам слоги с двумя согласными – б и д, изученными на последних уроках.

– Я вижу, ребята, что вы и буквы хорошо знаете, и слоги хорошо читаете. Значит, хотите хорошо учиться. Верно? А чтобы хорошо учиться, надо тренировать свою память. Давайте и мы потренируем свою память, а заодно еще раз повторим буквы.

Учитель вывешивает на доску плакат (все буквы закрыты).

о   к   с    и   б   я   н

По команде "Ночь!" дети закрывают глаза. В это время учитель открывает две буквы. По команде "День!" дети открывают глаза, смотрят на плакат и читают буквы. Затем они снова закрывают глаза, учитель закрывает старые буквы и открывает новую. Дети каждый раз должны повторить всю цепочку букв. Выигрывает тот, кто сумеет повторить все буквы в точном порядке.

– Память у вас, ребята, тоже хорошая. Значит, вы помните рассказ, который мы читали вчера на уроке*. Вспомните, как звали детей, о которых мы читали.

Д. Их звали Катя, Вася и Толя.

У. А где они были?

Д. Они были в лесу.

У. Кого они там видели?

Д. Дятла.

У. Что он делал?

Д. Он долбил старое дерево и вытаскивал короедов.

У. Как называют дятла и почему?

Д. Лесным доктором, потому что он лечит деревья.

У. А знаете ли вы других птиц, которые живут в лесу?

Д. Да.

У. Я сейчас проверю.

На наборном полотне расположены картинки с изображениями птиц: сороки, дятла, зяблика, глухаря, вороны. Рядом написаны слова и нарисованы схемы.

Дятел

Сорока

Тетерев

Глухарь

Зяблик

Ворона

Учитель показывает по очереди слова, дети выходят и показывают картинку, к которой это слово относится. Затем дети вместе находят схему этого слова. Выясняют, что словам сорока и ворона соответствует одна схема. При работе со словом тетерев дети могут ошибиться и показать глухаря, так как картинки с изображением тетерева на наборном полотне нет. Учитель должен исправить эту ошибку, показать картинку тетерева и отметить его отличие от глухаря.

– Почему зяблика так назвали?

Д. Он прилетает рано весной, когда еще очень холодно, стоит зябкая погода, а улетает поздно осенью, когда уже холодно, зябко.

У. Скажите, ребята, кто из наших гномиков сложил слово сорока?

Учитель показывает схему.

Д. Томик, потому что в этом слове только твердые слияния.

У. А кто сложил слово тетерев?

Д. Тёмик, потому что в этом слове только мягкие слияния.

У. Томику и Тёмику так понравилось составлять слова – названия птиц, что захотелось им в лесу самим погулять, пение птиц послушать, а заодно и грибы пособирать. Взяли они корзинки и отправились в лес.

Учитель вывешивает картинку, на которой изображена лесная полянка, где "растут" грибы. На каждом грибе написана одна из гласных букв. Дети должны в синюю корзинку Томика собрать грибы с буквами а, о, ы, э, у, а в зеленую корзинку Тёмика собрать грибы с буквами я, е, и, ё, ю.

– За то, что мы не ошиблись и правильно собрали грибы для гномиков, они приготовили вам подарок – детские книги для нашей классной библиотеки.

Учитель показывает книги, затем ставит их на полку в "Уголок чтения".

III. Работа над новым материалом

У. Итак, что мы собрали для Томика и Тёмика?

Д. Грибы.

У. А что они нам подарили?

Д. Книги.

У. Делим эти слова на слоги и составляем их схемы.

Учитель работает на классном наборном полотне, дети – у себя на партах.

Учитель показывает схему звука [г] в слове грибы, просит детей произнести этот звук. Затем находит на схеме слова книги этот же звук, но мягкий. Дети произносят его.

– Итак, главными на нашем уроке станут сегодня звуки [г] и [г’]. Слушаем их еще раз, затем произносим их с закрытыми ушами.

Дети выполняют задание.

– Они звенят, как колокольчики. Делаем вывод, что они звонкие. Есть ли у них глухие подружки?

Д. Да, это звуки [к] и [к’].

Учитель убирает схему, и дети встают для физкультминутки.

IV. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Ну а шесть – тихонько сесть.
Семь, восемь – лень отбросим
И работать вновь начнем.

V. Работа над новым материалом (продолжение)

У. Итак, ребята, сегодня у нас в гостях звуки [г] и [г’]. Я сейчас загадаю загадки, а вы отгадаете, но имейте в виду, что в отгадке обязательно должен быть звук [г] или [г’].

Гриша наш играл в футбол,
Он забил в ворота...

Д. Гол!

У. Назовите первый звук.

Д. Первый звук [г] – твердый.

У. 

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков...

Д. Горох.

У. 

Раздвигайте плечи шире,
Поднимайте выше...

Д. Гири.

У. Какой первый звук?

Д. Первый звук [г’] – мягкий.

У. Я думаю, дети, что вы все уже знаете, какой буквой обозначаются звуки [г] и [г’]. А если кто-то еще не запомнил, то после сегодняшнего урока, когда эта буква побывает в гостях и у нас, и у Томика с Тёмиком, никто ее не забудет. Так что же это за буква?

Д. Это буква г.

У. Находим ее в кассе букв, на "ленте букв", на стенде "Сегодня на уроке".

Дети говорят, на что, по их мнению, похожа буква г. Сравнивают большую и маленькую буквы.

– Вот перед нами буква г
Стоит, подобно кочерге,
И подобно кочерге
Горбит спину буква г.
Нам шлагбаум путь домой
Преградил своей рукой – Г.

Вспомните, встречалась ли нам буква г, когда мы читали слова – названия птиц?

Д. Да.

У. В каком слове?

Д. В слове глухарь.

У. Буква г – главная на нашем уроке, поэтому именно ее Томик и Тёмик позвали к себе в гости. Одна буква г пошла в гости к Томику.

Учитель вывешивает синий домик Томика. В нем два окошка-кармашка. В красном окошке – гласные буквы а, о, ы, у, э. Они всегда живут у Томика. Букву г помещает в синий кармашек.

– Села буква г у окошка с синим стеклышком и стала обозначать звук...

Д. Звук [г] – твердый.

У. А другая буква г пошла в гости к Тёмику.

Учитель вывешивает зеленый домик, в красном кармашке-окошке помещены буквы я, ё, и, ю, е.

– Села она у окошка с зеленым стеклышком и стала обозначать звук...

Д. Звук [г’] – мягкий.

У. Вот и стали Томик и Тёмик перекликаться, слоги составлять, чтобы потом из них слова делать. Гномик Томик скажет...

Д. Га.

У. А ответит Тёмик...

Д. Гя.

У. Гномик Томик крикнет...

Д. Го!

У. А ответит Тёмик...

Д. Гё!

Учитель по очереди вывешивает прочитанные гласные. Дети читают все слоги с буквой г. Затем они подбирают слова, в которых есть слоги га, го, гу, ги, ге.

У. Подберите слова со слогами гя, гё, гю.

Дети затрудняются.

– Не огорчайтесь, что у вас не получилось. Вы еще маленькие и не знаете, что в русском языке нет слов с такими слогами. Тогда зачем же их читать? Да затем, что очень часто в русский язык приходят слова из других языков, в которых могут быть такие слоги. Например, есть в Азербайджане город Гянджа, есть в горах прекрасное озеро Гёк-гёль, а есть имя девочки – Гюльнара. Так что слоги все нужны, слоги все важны, и все их надо уметь читать.

Ребята, Томик и Тёмик научили нас читать слоги, так что мы сейчас сможем прочитать, какие же грибы они собирали в лесу, а потом покажем их на картинках.

Дети читают названия грибов, соотносят их с картинками, указывают несъедобные и съедобные.

Поганки

Боровик

Мухомор

Опята

Лисички

Подосиновик

– Откройте учебник на страницах 102–103 и рассмотрите картинку.

Дети выполняют задание.

– Куда и зачем пошли дети?

Д. В лес собирать грибы.

У. Оказывается, не только Томик и Тёмик любят грибы собирать, но и дети тоже. А как их зовут? Найдите под картинкой их имена.

Д. Галя и Гена.

У. Найдите слово, которое обозначает, что в руках у Гали.

Д. Корзинка, она маленькая.

У. А что у Гены?

Д. Корзинка, она у него большая.

У. Какие грибы хочет сорвать Гена?

Д. Мухоморы.

У. Как вы думаете, что говорит ему Галя?

Д. Эти грибы нельзя рвать, они ядовитые!

У. И зачем они только растут, надо бы уничтожить их на всей Земле, да?

Д. Нельзя, они для людей ядовитые, а для животных полезные, например, это лекарство для лося.

У. Значит, в природе все важно, все нужно, ничего нельзя уничтожать. Прочитайте текст на странице 103 по отдельным предложениям, а затем целиком хором.

Дети читают.

Д. Галя и Гена набрали много грибов. В корзинке у Гали одни боровики. А у Гены – поганки.

Вот он, гриб боровик!
И красив он, и велик!

VI. Дополнительное чтение произведений детской литературы и хоровая декламация

У. Дети, мы учим буквы, читаем слоги, составляем слова и предложения для того, чтобы суметь потом прочитать наши любимые сказки. И вот на уроке опять наш любимый...

Учитель вывешивает портрет.

Д. Корней Иванович Чуковский!

У. Какие его сказки вы знаете и любите?

Дети называют.

– А какие его произведения весело читать и вы всегда смеетесь?

Д. Как говорят дети.

У. Хотите посмеяться? Рассказываю. Маленький мальчик увидел в городе, что конь остановился посреди улицы и мешает движению. И тогда мальчик закричал...

Учитель вывешивает плакат, дети читают про себя, а потом хором вслух.

Д. У него бензин кончился!

Дети объясняют, почему эта фраза смешная.

У. Корней Иванович Чуковский с одинаковой любовью рассказывает и про детей, и про зверей. И все-таки каких героев больше в его произведениях, ребят или зверят?

Д. Зверят.

У. А теперь викторина.

Учитель задает вопросы, дети находят и читают ответы, записанные на доске.

На доске.

Кто звонил по телефону?

Кто просил прислать галоши?

Кто искал квартиру Мойдодыра?

Кто провалился в болото?

Бегемот

Кенгуру

Крокодил

Слон

– Измените слово бегемот так, чтобы буква г стояла не в середине, а в начале слова.

Д. Гиппопотам.

У. А где мы читали про гиппопотама?

Д. В сказке "Тараканище"**.

У. Давайте расскажем наизусть эту сказку, а потом прочитаем, что же было дальше.

Дети рассказывают комбинированным способом – по одному и хором – сказку от слов "Ехали медведи..." до слов "...и еловую шишку пожалую".

Затем один из учащихся читает с доски.

Д. 

Не боимся мы его,
Великана твоего:
Мы зубами, мы клыками,
Мы копытами его!
И веселою гурьбой
Звери кинулися в бой!

Повторно хором дети читают.

VII. Итог урока

У. Чем занимались на уроке?

Д. Учились читать.

У. Вы хорошо поработали, а теперь у вас...

Учитель показывает на плакат, дети соединяют согласный звук с гласным, составляют из слогов слово.

  п     р      м      н 
  е      е        е      а

Д. Перемена!

Нина ЯШИНА,
учитель Терской
средней школы
Моздокского р-на,
Республика Северная
Осетия – Алания