|
Письмо с Секретом
Уроки письма в 1-м
классе (1–4)
Тема. "Закрепление пройденного" Цели. Закрепить письмо буквы М, м; повторить письмо изученных заглавных букв и знакомые случаи их написания; развивать внимание и речь учащихся; воспитывать стремление быть опрятным. Оборудование. Демонстрационная таблица с буквами прописи; грамзапись сказки К.И. Чуковского "Мойдодыр"; раздаточный материал; цветная демонстрационная таблица "Микки Маус". Ход урока I. Организационный момент Дети входят в класс и садятся на свои места. Звучит негромкая плавная мелодия. Учитель. В некотором царстве, некотором государстве жили-были... Ребята, что может так начинаться? Дети. Сказка. У. А хотите вы попасть в сказку? Д. Да! У. В этом нам поможет этот сказочный герой. Узнали его? На доске рисунок: Микки Маус, который держит в руке воздушные шары. Д. Это Микки Маус. II. Письмо заглавной буквы М У. Он перенесет вас в сказку, если вы поможете ему надуть шары, поместив в них первую букву его имени. Какая это буква? Д. Заглавная буква М. У. Давайте вспомним, как ее писать. Дети по демонстрационной таблице рассказывают способ написания заглавной буквы М. Д. Кладем петельку на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим далеко в сторону вверх (до 1/3 снизу в дополнительной строке). На 1/3 среднюю выписываем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, кладем "качалочку", крючок чуть выше верхней линеечки рабочей строки, "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, "качалочка", крючок до середины строки. У. А теперь вспомним имена героев сказок, которые будем писать с буквы М заглавной. Запишем эту букву в шарик, а кто умеет, поможет нам писать, "рассказывая" букву. Дети называют пять имен героев и вписывают пять букв М в раздаточный материал.
III. Упражнения в анализе элементов букв У. А теперь посмотрите, как пишется имя нашего героя. Его вы можете написать полностью, ведь все буквы в нем знакомы. Дети выполняют задание. – Найдите место соединения элементов букв на 1/2 и отметьте знаком –; – найдите место соединения элементов или их окончание на 1/3 и отметьте знаком х; – найдите домики для "гномиков" и отметьте знаком ·; – расселите "ласточек" знаком v. Дети выполняют работу у доски. – А теперь запишите имя нашего героя на своей карточке под шариками и разметьте эти элементы, проверяя, верно ли вы записали. Самостоятельная работа учащихся.
IV. Письмо с печатного текста У. Вы справились с заданием, и шарики перенесли вас в сказку. Послушайте отрывок и угадайте название. Звучит фонограмма сказки К.И. Чуковского "Мойдодыр".
Дети называют сказку. – Как вы думаете, почему шарики перенесли вас именно в эту сказку, сказку с таким названием? Д. Название сказки начинается с буквы М. У. Почему грязнулям – стыд и срам? Дети дают ответы. Учитель их кратко комментирует. – Какие предметы ухода за телом, поддержания его в чистоте упоминаются в сказке? Д. Мыло, полотенце, гребешок, зубной порошок. У. А какие еще знаете? Д. Шампунь, зубная щетка, зубная паста, носовой платок... У. А о каком предмете говорится в прописи на странице 19? Дети открывают пропись, читают предложение: Мама мыла Милу мылом. Отвечают на вопрос. – Сколько слов в этом предложении? Д. Четыре. У. Подчеркните букву М. Прочитайте слова, где М – заглавная. Почему? Д. Это слово Мила. С заглавной буквы оно пишется потому, что это имя девочки. – И слово мама, так как это начало предложения. У. Прочитайте слова, где м – пстрочная. Д. Мыла, мылом. У. Запишите предложение на следующей строке. Подчеркните букву М, сравните с образцом. Дети выполняют задание. V. Упражнение в письме изучаемых букв У. Вспомните, кто чуть не проглотил грязнулю из сказки "Мойдодыр". Д. Крокодил. У. Да, крокодил так рассердился, что проглотил кусочки букв. Рассмотрите их на странице 19. Узнайте букву, попробуйте рассказать, какой элемент исчез, и дописать его так, чтобы буква восстановилась. Дети рассказывают. Д. Буква А. Выписываем петельку, перехлест на середине строчки, выходим на середину строки. – Буква У. По "секрету" прямая наклонная линия, "клюшка" на ширину буквы. – Буква Н. Резко уходим вверх на высоту буквы, поворот на месте и прямая наклонная линия вниз, "качалочка", крючок до середины. – Буква М. По "секрету" прямая наклонная линия вниз, "качалочка", крючок до середины. – Буква Р. Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, по прямой наклонной линии опускаемся вниз, выписываем "клюшку". – Буква В. Выписываем знак "меньше", перед верхней линеечкой рабочей строки выполняем поворот на месте, опускаемся по прямой наклонной линии и выписываем "клюшку". – Буква К. Ставим ручку на середину буквы и выписываем "стульчик" (на ширину буквы уходим по прямой направо, выполняем поворот на месте, по наклонной опускаемся вниз, "качалочка", крючок до середины строки). – Буква П. Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке и по прямой наклонной опускаемся вниз, "качалочка", поднимаемся по крючку до середины строчки. В средней третьей части дополнительной строки выписываем перевернутую клюшку. – Буква Е. Повернув ручку от верхней линеечки рабочей строки, по прямой наклонной линии уходим вниз, "качалочка", поднимаемся по крючку до середины строки. – Буква О. Поднимаемся вверх по наклонной, задерживаемся на мнимой строке, опускаемся вниз по наклонной и записываем букву.
VI. Различение гласных и согласных букв У. Подумайте, на какие две группы можно разбить эти буквы. Д. Гласные и согласные. У. Назовите гласные буквы. Д. Это буквы а, у, е, о. У. Назовите согласные буквы. Д. Это буквы н, м, р, в, к, п. У. Запишите на следующей строке сначала гласные, потом согласные буквы. Дети выполняют задание. VII. Итоги урока У. Какая буква сегодня на уроке была главной и помогла попасть в сказку? Д. Буква М заглавная. У. А когда мы ее пишем? Д. В начале предложения или имени. У. Путешествие в сказку и наш урок окончены. Татьяна ЛИФАНОВА, |