Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №26/2000

Архив 1999-2004

Путешествие в страну Вообразилию

Цели. Развивать все виды воображения – пространственное, художественное, временное, социальное; развивать символические функции; расширять кругозор; обучать начальным навыкам классификации; развивать навыки логиче-
ского мышления.

Оборудование. Магнитная доска, кодоскоп, магнитофон; грелка, шляпа, фонарик, утюг, чайник, лекарство и т.д.; картины с изображением реальных и идеальных предметов, рисунки с таинственными следами, краски, кисточки, картотека свойств (карточки с изображением значков свойств).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Тема урока

Учитель. Дорогие ребята, сегодня на заключительное занятие пришла телеграмма. Давайте ее прочитаем.

Весна! По рекам мчатся льдины,
А я вас жду на именины.
Пусть вам сопутствует удача!
Вас ждут нелегкие задачи.
Прекрасно это понимаю,
Целую вас и обнимаю.
                      Воображала.

– Письмо позвало нас в дорогу. Путешествие необычное, и багаж тоже необыкновенный. Можно брать в дорогу любые предметы, но необходимо объяснить, какая между ними связь. Вы должны выстроить ассоциативную цепочку.

Пример выполнения задания

  • Я беру с собой снег.
  • Я беру дождь, потому что это тоже явление природы.
  • Я беру с собой планету Земля, так как все эти явления природы происходят на ней.
  • Я беру с собой мяч, так как он тоже круглый.

 Ну что же! Багаж собран, и все команды оказываются в первом пункте маршрута – "Клубе детективов". Здесь нас встречает владелец клуба. Он предлагает выполнить три вида заданий, распределенных по степени сложности.

Виды  заданий

  • Рисунки с разводами и точками.

Пример выполнения.

На этом рисунке вид пляжа сверху. Зигзаг – это морская волна, а круги – раскрытые зонтики, под которыми люди прячутся от солнца.

  • Сюжетные картины.

Пример выполнения.

В комнате спит мальчик и улыбается во сне. Что ему снится? Ему снится волшебная страна сказок, куда он отправился в путешествие.

  • Большая картина с изображением таинст-венных следов, которые пересекаются.

Детям предлагаются вопросы: кто двигался? В какую сторону? Кто двигался быстрее? Могла ли произойти встреча? Кто пришел к месту встречи раньше? У кого в момент встречи часы показывали более поздний час?

 Это препятствие преодолено, и мы отправляемся в следующий пункт – "Берег Моря времени". Вы видите, что море не спокойно, так как была большая буря и повернула время вспять. Чтобы вернуть течение времени, необходимо выполнить задание по восстановлению событий во времени, так как это происходит во времени.

Примеры  заданий

  • Распределить картины с изображением времен года в том порядке, в каком это происходит.

  • Расположить во временном порядке картины с изображением фаз луны.
  • Расположить в правильном порядке картины с изображением "развития" яйца (яйцо – цыпленок – курица).

 Воображала тоже когда-то преодолевал с успехом эти преграды, и мы оказываемся в конструкторском бюро. Посмотрите, здесь очень много известных вам предметов. Наша цель – соединить лежащие здесь предметы и создать новые полезные изобретения.

Примеры  заданий

  • Я беру шляпу и присоединяю к ней фонарик, это удобно, когда путешествуешь в темноте.
  • Можно соединить ножик и ампулу с лекарством, чтобы при порезе сразу обработать ранку.
  • К сапогам я присоединю грелку, получатся сапоги с подогревом. Ими можно пользоваться зимой.

 Посмотрите! Какой интересный замок! Он называется "Звуки и краски". Здесь всегда звучит музыка – вот она. Послушайте ее и скажите, что здесь происходит, так как участники событий невидимы.

Пример задания

  • Звучит музыка, в которой слышны звон колоколов, пение птиц, многие другие звуки.

Дети сочиняют свою историю, опираясь на впечатления от услышанного.

 Все преграды позади, и нас встречает   Воображала.

Воображала вручает детям призы. Ученики дарят ему символический "Ключ воображения". Звучит веселая музыка, дети танцуют.

Вера Антонова,
учитель школы № 934,
г. Москва