Конспект урока музыки для
детей
1–3-го классов
Тема.
"Эти волшебные семь нот"
Цели. Показать многообразие
мира музыки, возникшее на основе семи нот и пяти
линеек, связь чисел и звуков.
Ход урока
Дети сидят полукругом перед
учителем, у всех диатонические металлофоны и
ксилофоны.
Учитель. Ребята, я предлагаю
послушать три музыкальных произведения: одно из
них – старинная музыка, второе – детская песня,
третье – современная эстрадная песня (пьеса).
Дети слушают музыку.
– Ответьте на вопрос: какая
мелодия старинная, современная, детская?
Ответы детей.
– А почему вы решили, что
это детская песня? Что придает этой мелодии
характер старинной музыки? О чем рассказала
пьеса современного автора?
Ответы детей.
– А где может звучать та
или иная музыка?
Дети. На улице, на
концерте, в машине, на дискотеке...
У. Что общего и что
различного у этих произведений?
Предложите детям обосновать
ответы, отметьте правильные, подчеркните
музыкальные и художественные особенности,
средство музыкальной выразительности
произведений.
– Видите, как интересно:
всего три примера музыкальных произведений, а
сколько вопросов. А в мире за столько лет их
созданы тысячи и тысячи, и все это написано
благодаря комбинациям всего из семи нот и пяти
линеек. Вспомните названия нот...
Ответы детей.
– Их запись придумал
итальянец Гвидо д’Ариза Моноре, руководивший
детским хором. Именно он придумал нотный стан
(пять линеек), на котором сначала буквами
обозначались ноты.
Но что здесь самое
удивительное – это число семь! Как много в мире
связано с этим числом!
Семь цветов радуги, семь дней
в неделе,
Ноты волшебные – их тоже семь,
Семь чудес света – значит, наверное,
Будет сегодня так весело всем!
А вы знаете пословицы,
поговорки и сказки, где упоминается это число?
Д. Семь раз отмерь – один
отрежь.
– Белоснежка и семь гномов.
У. Гармония чисел и
звуков возникла давно, еще во времена Пифагора. В
его школу принимались юноши и девушки, не просто
обладающие математическими способностями, но и
умеющие играть на каких-либо музыкальных
инструментах.
Вот и мы с вами соединим
волшебные семь нот с игрой на музыкальных
инструментах.
Возьмите молоточки,
металлофоны и ксилофоны; исполним наши
упражнения.
Дети выполняют ряд заданий.
1. Гамма до мажор (играют и
поют; движение вверх и вниз) (см. приложение 1).
2. Гамма до мажор (вверх и вниз с удвоением
каждого звука) (см. приложение 2).
3. Музыкальная песенка "Вот иду я вверх" (см.
приложение 3).
4. Игра и пропевание вводных ступеней и звуков
тонического трезвучия в песнях "Снегопад",
"Дружба" (см. приложение 4).
5. Пение и игра со словами и сольфеджио
следующих песен-попевок: "Жучка",
"Василек", "Веселый музыкант"
Филиппенко, "Are you sleeping" (английская песенка)
(см. приложение 5).
У. Ну вот и отлично! А
теперь я хочу предложить вам посмотреть
американский фильм "Звуки музыки". В этом
фильме к детям (а это семь братьев и сестер),
оставшимся без мамы со строгим и любящим отцом в
довольно обеспеченной семье, приходит
гувернантка Мария. Она очень музыкальна и через
музыку находит путь к детским сердцам. Мы
посмотрим фрагмент фильма, где Мария на прогулке
объясняет детям, что такое ноты.
Дети смотрят видео.
– Понравилась вам эта
музыка?
Ответы детей.
– Действительно, все очень
просто и красиво. Именно за музыку этот фильм
получил премию "Оскар". Автор музыки –
композитор Роджерс. Давайте попробуем спеть
музыкальные фразы из этого фильма (см. приложение
6).
Дети поют вслед за учителем.
– А теперь попробуем
сыграть это на наших музыкальных инструментах.
Идет групповая и
индивидуальная работа с детскими инструментами.
– Это произведение мы
будем разучивать и дальше, а сегодня продолжим
работу над пьесой Моцарта "Турецкое рондо".
Идет групповая и
индивидуальная работа в детском оркестре.
Оркестровка может быть сделана по выбору
педагога. В оркестре принимают участие все дети,
они играют на металлофонах, ксилофонах, бубнах,
тамбуринах, кастаньетах, колокольчиках.
– Замечательный оркестр у
нас получился. Думаю, настало время послушать
настоящий оркестр. Он исполнит "Маленькую
ночную серенаду" Моцарта.
Дети слушают "Маленькую
ночную серенаду" или "Юпитер" Моцарта –
запись на кассете.
– Этот шедевр австрийского
композитора тоже создан всего из семи нот.
На этом наш урок
заканчивается. Пусть прекрасная музыка,
созданная всего из семи звуков, как можно дольше
звучит в ваших сердцах.
Марина ЗУБКОВА,
учитель музыки
УВК № 1661 г. Москвы
Приложения