Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2000

Архив 1999-2004

Тетрадь-урок

Статья опубликована при поддержке компании Satellite-Rent.Ru. Много путешествуете? Будь то командировки или отдых, вы наверняка не раз ощущали недостаток привычного сотового телефона – он не везде ловит. Однако есть способ избавиться от этой проблемы – заменить сотовый телефон на телефон спутниковый от компании Satellite-Rent.Ru. Посетите официальный сайт компании www.satellite-rent.ru и ознакомьтесь подробнее с услугами спутниковой связи предлагаемыми этой компанией.

Идея тетради-урока возникла у Валентины ХОВАНСКОЙ, учителя из г. Лермонтова Ставропольского края, из занковского принципа "Сам себе учитель".
Тетради делаются на каждого ученика по всем основным темам, причем на каждую тему по две: одна – на первый урок, вторая – на заключительный.
Работать с ними можно как на уроке, так и дома. Если ребенок не был на уроке, он при помощи этой тетради может легко восстановить пропущенное.

Тема. "Сложное предложение"

I. Девиз урока

З а д а н и е. Составь из рассыпавшихся слов пословицу и запиши ее.

II. Слова-помощники

З а д а н и е. Отгадай загадку, напиши отгадки.

Летом к нам приходят братья и сестра,
Три неразлучных сорванца:
Сперва сестра – блеск,
Потом брат – треск,
За треском брат – плеск.

(молния, гром, дождь.)

З а д а н и е. Подбери и запиши к данным именам существительным несколько глаголов прошедшего времени.

III. Простые предложения

З а д а н и е. Из отгаданных и записанных слов составь и запиши три простых предложения о молнии, громе и дожде по данной схеме.

Подчеркни главные члены предложения.

___________________________________
___________________________________
___________________________________

В о п р о с. Как узнать простое предложение? __________________________

(Если затрудняешься ответить, посмотри на схему простого предложения.)

IV. Наблюдай и сравнивай

З а д а н и е. Прочитай и сравни предложения верхнего и нижнего блоков. В чем их отличие?

В о п р о с ы

1. Сколько простых предложений входит в каждое предложение верхнего блока? ___
____________________________________
2. Как они отделены друг от друга?___ ___________________________________
3. А как простые предложения соединены в предложениях нижнего блока? ___________________________________
4. Сколько грамматических основ (главных членов предложения) в предложениях нижнего блока?_______________
5. Если в верхнем блоке записаны простые предложения, то как можно назвать предложения нижнего блока?___________

V. Опорная схема

З а д а н и е. Заполни и запомни опорную схему.

В о п р о с. Как узнать сложное предложение? __________________________

(Если затрудняешься ответить, воспользуйся подсказкой в п. VI.)

VI. Как узнать сложное предложение

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. (С = П, П...)

Простые предложения в сложном предложении отделяются запятыми. (С = П, П.)

Простые предложения в сложном предложении соединяются при помощи союзов и, а, но (союзные сложные предложения) и при помощи интонации (бессоюзные сложные предложения). (С = П + П – союзы, интонация.)

Чтобы узнать сложное предложение, надо разделить его на простые по их главным членам. (С : П по

 VII. Главный знак препинания сложного предложения – запятая

На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам постоять чуть-чуть
И отправляться дальше в путь.
Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку!

Слово "запятая" обозначает препятствие, затруднение. В жизни, когда встречаются с какими-либо неожиданными трудностями, говорят: "Вот тут-то и запятая!", "Споткнулся на запятой!". Поэтому иногда этот знак препинания шутливо называют знаком "спотыкания".

Существует очень поучительная история с запятой, которая произошла в Англии 700 лет назад.

Английский король Эдуард II был очень жестоким человеком, который восстановил против себя многих подданных.

Против него возник заговор, который возглавляла жена короля, Изабелла, мечтавшая единолично править страной.

Эдуард был низложен (лишен власти) и помещен в темницу, где ожидал решения своей участи.

Однажды тюремщики, охранявшие короля, получили вот такое предписание: "Казнить нельзя помиловать".

Оно было написано без запятой, и все зависело от того, где ее поставить, чтобы правильно прочитать текст: "Казнить нельзя, помиловать" или "Казнить, нельзя помиловать".

Тюремщики поняли уловку Изабеллы и прочитали текст так, как ей хотелось: "Казнить, нельзя помиловать".

Получилась кровавая запятая.

Вот поэтому никогда не забывай о могуществе запятой, ибо она – самый главный знак препинания в сложном предложении. Помни, что писать надо не пером, а умом!

Задания

I. Прочитай. Подчеркни главные члены предложений.

1. Жил отважный капитан.
2. Жил отважный капитан, он объездил много стран.
3. Спят усталые игрушки.
4. Спят усталые игрушки, книжки спят.
5. Среди полей сбегает под гору ручей.
6. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет.
7. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.

Найди сложные предложения и обведи кружочком их номера.

II. Прочитай загадки. Напиши отгадки.

1. В небе птица летит, а внутри народ сидит.
2. В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит.
3. Стоит на крыше верхолаз, он ловит новости для нас. (Антенна.)
4. По дорожке дом ползет, здесь гномик с рожками живет.
(Улитка.)
5. Деревянные кони дождались поры, на них я съезжаю со снежной горы.
(Санки.)
6. Я верчу волшебный круг, и меня услышал друг.
(Телефон.)
7. Звездочки пушистые упали на поля, и под шубой белою скрылась вся земля.

Выпиши номера загадок, текст которых является:

– бессоюзными сложными предложением – ____________________________;
– союзным сложным предложением – __________________________________.

С а м о п р о в е р к а. Найди суммы чисел первой и второй строк. Если они равны 14, то задание выполнено верно.

III. Даны простые предложения. Составь из них по два сложных предложения: одно – бессоюзное, другое – союзное. Запиши сложные предложения, расставляя запятые.

***

1. Солнце зашло. Наступили сумерки.
____________________________________
_____________________________________

2. С озера улетели утки. Берега опустели.
____________________________________
_____________________________________

3. С утра был туман. К обеду погода разгулялась._________________________
_____________________________________

Как доказать, что получились сложные предложения? ______________________

IV. Устно раздели сложные предложения на простые, расставь запятые.

***

Ветер весело шумит судно весело бежит. Туча по небу идет бочка по морю плывет. В синем небе звезды блещут в синем море волны плещут. Бьется лебедь средь зыбей коршун носится над ней. Месяц под косой блестит а во лбу звезда горит. В кухне злится повариха плачет у станка ткачиха. Чуду царь Салтан дивится а комар-то злится, злится.

Из какой сказки эти предложения? Кто автор сказки?

Проверь себя

I. Тест.
И н с т р у к ц и я :

1) прочитай вопрос и ответы на него;
2) выбери из ответов один правильный;
3) запиши в клеточку "Ответ".

1. Сложное предложение состоит из:

а) одного простого предложения;
о) двух простых предложений;
у) двух или нескольких простых предложений.

Ответ:

2. Простые предложения в сложном отделяются друг от друга:

м) запятыми;
н) точками;
р) точками и запятыми.

Ответ:

3. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи:

л) союзов;
м) интонации;
н) союзов и интонации.

Ответ:

4. Чтобы узнать сложное предложение, надо:

а) разделить его на простые;
и) разделить его на простые по их главным членам.

Ответ:

5. Одно из этих сложных предложений – бессоюзное. Какое?

ц) Солнце зашло за тучу, его лучи освещали верхушки деревьев.
щ) Солнце зашло за тучу, но его лучи освещали верхушки деревьев.

Ответ:

6. Одно из этих сложных предложений состоит из трех простых. Какое?

а) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит.
б) Плывут паутины над сонным жнивьем, краснеют рябины под каждым окном.

Ответ:

С а м о п р о в е р к а. Перенеси буквы ответов в таблицу. Если ответы правильные, то у тебя получится слово. Какое?

II. Прочитай шуточное стихотворение.

В реке живет там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.

Расставь запятые в этом сложном предложении. Сколько простых предложений входит в него? Подчеркни правильный ответ: 13, 14, 15.

III. Вспомни и восстанови опорную схему.

IV. Расскажи о сложном предложении при помощи опорных слов:

1) _____ состоит из _______________
2) _____ отделяются ______________
3) _____ соединяются _____________
4) _____ разделить на _____ по _____