|
Тетрадь-урокСтатья опубликована при поддержке компании Satellite-Rent.Ru. Много путешествуете? Будь то командировки или отдых, вы наверняка не раз ощущали недостаток привычного сотового телефона – он не везде ловит. Однако есть способ избавиться от этой проблемы – заменить сотовый телефон на телефон спутниковый от компании Satellite-Rent.Ru. Посетите официальный сайт компании www.satellite-rent.ru и ознакомьтесь подробнее с услугами спутниковой связи предлагаемыми этой компанией.
Тема. "Сложное предложение" I. Девиз урока З а д а н и е. Составь из рассыпавшихся слов пословицу и запиши ее. II. Слова-помощники З а д а н и е. Отгадай загадку, напиши отгадки.
(молния, гром, дождь.) З а д а н и е. Подбери и запиши к данным именам существительным несколько глаголов прошедшего времени. III. Простые предложения З а д а н и е. Из отгаданных и записанных слов составь и запиши три простых предложения о молнии, громе и дожде по данной схеме. Подчеркни главные члены предложения.
В о п р о с. Как узнать простое предложение? __________________________ (Если затрудняешься ответить, посмотри на схему простого предложения.) IV. Наблюдай и сравнивай З а д а н и е. Прочитай и сравни предложения верхнего и нижнего блоков. В чем их отличие? В о п р о с ы
V. Опорная схема З а д а н и е. Заполни и запомни опорную схему. В о п р о с. Как узнать сложное предложение? __________________________ (Если затрудняешься ответить, воспользуйся подсказкой в п. VI.) VI. Как узнать сложное предложение Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. (С = П, П...) Простые предложения в сложном предложении отделяются запятыми. (С = П, П.) Простые предложения в сложном предложении соединяются при помощи союзов и, а, но (союзные сложные предложения) и при помощи интонации (бессоюзные сложные предложения). (С = П + П – союзы, интонация.) Чтобы узнать сложное предложение, надо разделить его на простые по их главным членам. (С : П по VII. Главный знак препинания сложного предложения – запятая На крохотное ушко Слово "запятая" обозначает препятствие, затруднение. В жизни, когда встречаются с какими-либо неожиданными трудностями, говорят: "Вот тут-то и запятая!", "Споткнулся на запятой!". Поэтому иногда этот знак препинания шутливо называют знаком "спотыкания". Существует очень поучительная история с запятой, которая произошла в Англии 700 лет назад. Английский король Эдуард II был очень жестоким человеком, который восстановил против себя многих подданных. Против него возник заговор, который возглавляла жена короля, Изабелла, мечтавшая единолично править страной. Эдуард был низложен (лишен власти) и помещен в темницу, где ожидал решения своей участи. Однажды тюремщики, охранявшие короля, получили вот такое предписание: "Казнить нельзя помиловать". Оно было написано без запятой, и все зависело от того, где ее поставить, чтобы правильно прочитать текст: "Казнить нельзя, помиловать" или "Казнить, нельзя помиловать". Тюремщики поняли уловку Изабеллы и прочитали текст так, как ей хотелось: "Казнить, нельзя помиловать". Получилась кровавая запятая. Вот поэтому никогда не забывай о могуществе запятой, ибо она – самый главный знак препинания в сложном предложении. Помни, что писать надо не пером, а умом! Задания I. Прочитай. Подчеркни главные члены предложений.
Найди сложные предложения и обведи кружочком их номера. II. Прочитай загадки. Напиши отгадки.
Выпиши номера загадок, текст которых является:
С а м о п р о в е р к а. Найди суммы чисел первой и второй строк. Если они равны 14, то задание выполнено верно. III. Даны простые предложения. Составь из них по два сложных предложения: одно – бессоюзное, другое – союзное. Запиши сложные предложения, расставляя запятые. *** 1. Солнце зашло. Наступили
сумерки. 2. С озера улетели утки.
Берега опустели. 3. С утра был туман. К обеду
погода разгулялась._________________________ Как доказать, что получились сложные предложения? ______________________ IV. Устно раздели сложные предложения на простые, расставь запятые. *** Ветер весело шумит судно весело бежит. Туча по небу идет бочка по морю плывет. В синем небе звезды блещут в синем море волны плещут. Бьется лебедь средь зыбей коршун носится над ней. Месяц под косой блестит а во лбу звезда горит. В кухне злится повариха плачет у станка ткачиха. Чуду царь Салтан дивится а комар-то злится, злится. Из какой сказки эти предложения? Кто автор сказки? Проверь себя I. Тест. 1) прочитай вопрос и ответы на
него; 1. Сложное предложение состоит из:
Ответ: 2. Простые предложения в сложном отделяются друг от друга:
Ответ: 3. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи:
Ответ: 4. Чтобы узнать сложное предложение, надо:
Ответ: 5. Одно из этих сложных предложений – бессоюзное. Какое?
Ответ: 6. Одно из этих сложных предложений состоит из трех простых. Какое?
Ответ: С а м о п р о в е р к а. Перенеси буквы ответов в таблицу. Если ответы правильные, то у тебя получится слово. Какое? II. Прочитай шуточное стихотворение.
Расставь запятые в этом сложном предложении. Сколько простых предложений входит в него? Подчеркни правильный ответ: 13, 14, 15. III. Вспомни и восстанови опорную схему. IV. Расскажи о сложном предложении при помощи опорных слов:
|