Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2000

Архив 1999-2004

День космонавтики

Учитель. Ребята, все вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает праздник – День космонавтики. Сегодня мы, конечно, очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

Ученик 1. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

Ученик 2. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.

Ученик 3. С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.

Ученик 4. Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не останавливались на достигнутом, их манил космос.

Учитель. В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур.

Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев.

Эти два человека положили начало освоению космоса.

4 октября 1957 года – начало космической эры – был запущен первый искусственный спутник Земли (ПС-1).
3 ноября 1957 года – запущен второй искусственный спутник, в его кабине была собака Лайка, снабженная всем необходимым для жизни.
15 мая 1958 года – запущен третий спутник.

Запуск спутников позволил начать изучение космического пространства.

2 января 1959 года был запущен искусственный спутник "Луна-1", он прошел около Луны и стал первым искусственным спутником Луны.
12 сентября 1959 года "Луна-2", автоматическая станция, достигла поверхности Луны, впервые была проложена трасса Земля – Луна.
4 октября 1959 года "Луна-3", автоматическая межпланетная станция, сфотографировала обратную сторону Луны.
20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту – собаки Стрелка и Белка.
12 февраля 1961 года – "Венера-1", космический аппарат, а затем и "Марс".
12 апреля 1961 года – день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина. День 12 апреля стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.

Ученик 5. И наш праздник мы посвящаем 39-летию полета в космос первого в мире космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина.

Ученик 6. Давайте перенесемся на 39 лет назад. По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприемников: "Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич".

Ученик 1.

Рассвет. Еще не знали ничего.
Обычные "Последние известия".
А он летит через созвездие.
Земля проснется с именем его.

"Широка страна моя родная"...
Знакомый голос первых позывных.
Мы наши сводки начинали с них.
И я недаром это вспоминаю.

Не попросив подмог ни у кого,
Сама восстав из пепла и из праха,
Моя страна, не знающая страха,
Шлет в космос ныне сына своего.

Учитель. Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: "Гагарин", "Юрий", "Россия". Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.

Ученик 2. После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.

Ученик 3. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты.

Ученик 6.

Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвется,
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьется.

Ученик 7. Первыми космонавтами были летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.

Ученик 8. И условия работы космонавтов стали иными. В одном из своих рассказов космонавт Николаев вспоминает: "В своем первом полете в космос я даже побриться не мог, а вот уже в космической ракете "Салют" была даже настоящая баня.

Звучит грамзапись голосов Терешковой, Леонова, Савицкой.

Учитель. Кто вышел в космос?

Дети слушают в записи рассказ Леонова.

Учитель. Сегодня работа в космосе – это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают международные экипажи, например совместно с нашими экипажами в космосе побывали космонавты из Чехословакии, Кубы, Венгрии, Франции, Индии и других стран.

Ученик 10. 

Нашим ученым дороги ясны
Будут в космической мгле.
Но эти дороги затем лишь нужны,
Чтоб лучше жилось на Земле.
Проложим дороги к далеким мирам,
В ракетах к Луне полетим,
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим.

Ученик 11. Если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: "С мечты".

Ученик 12. Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.

Ученик 13. 

Мы спешим скорее в школу,
В наш любимый класс.
Много дел больших и новых
Ожидает нас.
Будет день, дорогой света
Полетим и мы –
К тайнам, сказочным планетам,
В дальние миры.

Учитель. Ребята! А вы хотите побывать в космосе?

Ученик 14. 

Далекие звезды в небе горят,
Зовут они в гости умных ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас.

Ученик 15. 

Скомандует диктор:
"Внимание – взлет!"
И наша ракета помчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.

Ученик 16.

Хотим мы с тобой подружиться, Луна.
Чтоб ты не скучала все время одна.
Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть.
Сумеем в пути и к тебе заглянуть.

Ученик 17.

Если в космос мы хотим,
Значит, скоро полетим!
Самым смелым будет наш
Веселый, дружный экипаж.

Учитель. В полете каждый космонавт должен выполнять специальные космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы должны все вместе его продолжить. Итак...

Космонавт, не забудь...

Дети. Во Вселенную держишь путь.
Учитель. Главным правилом у нас...
Дети. Выполнять любой приказ.
Учитель. Космонавтом хочешь стать...
Дети. Должен много, много знать.
Учитель. Любой космический маршрут...
Дети. Открыт для тех, кто любит труд.
Учитель. Только дружных звездолет...
Дети. Может взять с собой в полет.
Учитель. Скучных, хмурых и сердитых...
Дети. Не возьмем мы на орбиту.
Учитель.

Внимание! Внимание!
Всем приготовиться к запуску!

Дети. Есть приготовиться к запуску!
Учитель. Пристегнуть ремни!
Дети. Есть пристегнуть ремни!
Учитель. Запустить двигатели!
Дети. Есть запустить двигатели!
Учитель. Включить контакты!
Дети. Есть включить контакты!

Звучит песня "Земля в иллюминаторе". Появляются инопланетяне.

Инопланетянин 1. Лучше и не включайте, все равно не полетите.
Учитель. Ребята, вы знаете, кто это?
Дети. Это инопланетяне, но мы не знаем, с какой они планеты.
Инопланетянин 2. Мы с планеты Омега. Я рад встрече с вами, дорогие ребятишки, миленькие, хорошенькие. И куда же это вы собрались?
Дети. В космос.
Учитель. Ребята, чтобы полететь в космос, надо быть сильными, ловкими, находчивыми, как все космонавты. Готовы ли вы пройти испытания?
Дети. Готовы!
Учитель. Итак, знаете ли вы, с чего начинается день космонавта?
Дети. С зарядки.
Учитель. Ну-ка, посмотрим, как вы ее делаете. А мы ее делаем под стихотворение "Мы веселые мартышки".

Мы девчонки и мальчишки,
Мы веселые мартышки,
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем,
Надуваем щечки, скачем на носочках.
Как скажу я цифру "три" – любая фигура на месте замри!

Дети повторяют стихотворение и выполняют соответствующие движения.

Инопланетянин 1. Да, классно вы делаете зарядку, ничего не скажешь. А со следующими испытаниями вы справитесь?
Учитель. Итак, следующее испытание. На чем дети любят кататься зимой?
Дети. На лыжах.
Учитель. Правильно. У нас соревнование – проехать на одной лыже. Кто с этим справится быстрее, тот победитель.

Дети выполняют задание.

Инопланетянин 2. Молодцы, хорошо справились, быстро вы бегаете. А теперь проверим вашу ловкость.

Дети должны продеть обруч, надеть платок и т.д.

Инопланетянин 1. Молодцы, вы очень ловкие.
Учитель. А сильные ли вы?

Соревнование мальчиков: двоеборье.

Инопланетянин 2. Кто быстрее составит слово "космонавт".

Дети составляют слово из букв, написанных на карточках.

Учитель. Музыкальный момент.

Несколько детей исполняют танец.

Инопланетянин 1. Ребята! Все вы прошли испытание и готовы к полету в космос, а я буду вашим экскурсоводом. В путь! Нас ждет очень много интересного.
Учитель.

Пять, четыре, три, два, один! Поднимается ракета.
Чертит небо ярким светом.

Инопланетянин 2. Сейчас мы с вами находимся в Солнечной системе. В ее центре – раскаленный газовый шар – это Солнце. Температура на поверхности Солнца +6000°, а в глубине еще больше. Раскаленное вещество излучает свет. Свет от Солнца до Земли идет со скоростью 300 тыс. км/ч и достигает ее за 8 минут 19 секунд. Вокруг Солнца вращаются 9 планет, тысячи астероидов и комет. (Перечисляет планеты.) У кометы, когда она приближается к солнцу, появляется длинный красивый хвост, состоящий из пыли и газа, и тогда она видна на небе. У планет, кроме Меркурия и Венеры, есть естественные спутники. У Земли – спутник Луна. Более подробно с планетами Солнечной системы вы познакомитесь в следующий раз. Мне пора обратно в путь, на свою планету Омега. А вас дома ждут ваши родители. Мне было очень приятно с вами познакомиться, всего вам хорошего, успехов! До свидания! До новых встреч!
Учитель. Ракетам приготовиться к посадке на Землю! Всем пристегнуть ремни! Запустить двигатели! Включить контакты! Посадка совершена! Отстегнуть ремни! Открыть люки! Здравствуй, Земля!

Итак, мы стали сегодня космонавтами. Давайте повторим, какие качества присущи космонавту.

Ответы детей.

Ученик 18.

Люди – взрослые и дети –
Все мечтают об одном:
Чтобы мир был на планете,
Словно солнце за окном.

Ученик 19.

Чтобы космос был чистым,
И к детям планет
Мы бы в гости летали
В каютах ракет.

Ученик 20.

Чтоб цветы и улыбки,
Веселье везли,
А не страшные бомбы
И тучи войны.

Ученик 21.

Чтобы солнце светило
Для всех на Земле!
И поэтому "нет"
Говорим мы войне!

Ученик 22.

Так давайте же вместе,
Все дети Земли,
Взявшись за руки, скажем:
"Мы против войны!"

Учитель. На этом наш праздник закончен. До свидания!

Галина ТИМОШОК,
ст. Сторожевая-2,
Веленчукский р-н,
Карачаево-Черкесская республика