|
|||
Для чего нужны глаголы?Одной из основных тем грамматики является "Глагол". Сколько бы учителя ни изучали с детьми эту тему, они всегда находят новые приемы при работе над содержанием: морфологические признаки глагола, правила правописания и употребления в речи. Чем больше педагог проявляет творчество в подаче материала, тем продуктивнее проходит каждый урок русского языка. О том, как помочь детям в осмыслении этой темы, используя различные методические "ходы", и посвящены данные уроки. Тема. "I и II спряжения глаголов настоящего времени" Цели. Через сказки А.С. Пушкина закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжения настоящего времени; развивать умение распознавать спряжения глаголов по личным окончаниям; учить работать с толковым словарем С.И. Ожегова. Оборудование. Портрет А.С. Пушкина; выставка работ к сказкам А.С. Пушкина; сочинения ребят на тему "За что я люблю сказки Пушкина"; отрывки из музыкальных произведений; высказывание А.С. Пушкина: "Что за прелесть эти сказки". Ход урока I. Организационный момент II. Вступительное слово учителя Звучит музыка Г.Свиридова. Учитель.
Ребята, вы, я вижу, догадались, что эти строки посвящены замечательному поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Наш урок пройдет в форме путешествия по сказкам Пушкина. А попутно мы продолжим изучение темы "I и II спряжения глаголов настоящего времени". III. Минутка чистописания У. Минутка чистописания сегодня тоже будет проходить необычно. До сказочной страны мы можем доплыть по морю. С помощью букв и соединений мы изобразим морские волны.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет4. Дети записывают строчки букв и предложение. – Почему стоит цифра 4? Дети. Нужно разобрать это предложение по членам предложения и по частям речи. Дети выполняют задание. IV. Тема урока У. Вот мы и прибыли в волшебную страну, которая называется Лукоморье. А что такое Лукоморье? Как об этом говорит толковый словарь? Один из учеников раскрывает словарь С.И. Ожегова и читает толкование слова. – Где встречается это название у Пушкина? Д. В поэме "Руслан и Людмила". У. Перед вами известный отрывок из поэмы "Руслан и Людмила". Подчеркните все глаголы, которые Пушкин употребил для обозначения действия сказочных героев. Дети работают в парах. Ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несет, тужит, служит, бредет, чахнет, пахнет. – Что вы можете сказать о глаголах? Какой глагол "лишний"? Определите спряжения глаголов. Дети выполняют задания. – Как будете различать глаголы I и II спряжения? Д. По личным окончаниям. Работа по вариантам: дети, работающие по I варианту, называют глаголы I спряжения, по II варианту – глаголы II спряжения. – Образуйте от глаголов 3-го лица глаголы 2-го лица единственного числа. Дети выполняют задание. Ходишь, идешь, заводишь, говоришь, бродишь, сидишь, стоишь, прихлынешь, выходишь, пленяешь, несешь, тужишь, служишь, бредешь, чахнешь, пахнешь. – Какова особенность написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа? Д. У глаголов 2-го лица пишется ь после шипящих. У. Запишите глаголы в тетради, выделите окончания. Мальчики записывают глаголы I спряжения, а девочки – глаголы II спряжения. При проверке дети произносят слова орфографически. – Итак, какую роль выполняет ь? Ответы детей. – На острове, куда мы с вами попали, есть и другие чудеса. Звучит отрывок из музыкального произведения Н.А. Римского-Корсакова "Три чуда". – Ребята, какого героя из сказки Пушкина вы представили? Я вам помогу.
Как автор называет белочку? Д. Затейница. У. Как объяснить слово затейница? Один из учеников обращается к толковому словарю С.И. Ожегова. – Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова. Д. Затейливый, затевать, затея, затейник. У. Разберите слово затейница по составу. Дети выполняют задание. У.
Какие чудеса еще таит в себе волшебный остров? Д. Не знаем. У. Разгадка таится в этих конвертах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам их следует восстановить. Дети работают с карточками по рядам. Карточка 1.
Д.
Карточка 2.
Д.
Карточка 3.
Д.
После того как все четверостишия "расшифрованы", дети выписывают глаголы в два столбика: в первый – глаголы I спряжения, во второй – глаголы II спряжения, и объясняют написание безударных гласных. Далее следует взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями, проверяют и выставляют оценки. У. Теперь я проверю ваши работы и посмотрю, какие вы были внимательные. Учитель открывает запись на доске. – Следующее задание. Вам нужно сделать фонетический разбор слова бьет. Дети выполняют задание. V. Итог урока У. Вот и закончилось наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сказки... Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес. Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни – Арины Родионовны Матвеевой. И каждый раз поэт восклицал: "Что за прелесть эти сказки!" За работу на уроке выдаются золотые и серебряные орешки. VI. Домашнее задание У. Выпишите из сказок Пушкина по 10 глаголов I и II спряжения. Выучите четверостишие из любой сказки Пушкина и подготовьтесь писать его по памяти. Галина ШАТИЛОВА, |