|
Мир глазами математика1-й классТема. "Дециметр – новая мера длины" Цели. Ввести новую меру длины и учить использовать ее для измерения; установить соотношение с изученной мерой длины 1 см и соотношение единиц счета с единицами длины. Ход урока I. Организационный момент
Учитель. Сегодня на уроке каждый должен сделать свое маленькое открытие в математике. А сейчас проверим, научились ли вы смотреть и видеть. Посмотрите на предложение, записанное на доске, глазами математика. Что можете сказать о нем как математики? На доске. Мама купила 1 десяток пуговиц. Дети. 1 десяток – это значит 10 пуговиц, когда много мелких предметов, их считают десятками, предложение можно дополнить до задачи. – Например, 2 пуговицы мама пришила. Сколько пуговиц осталось? – Мама купила 1 десяток синих пуговиц и 3 красные пуговицы для платья. Сколько всего пуговиц купила мама? У. Итак, 1 десяток равен 10 единицам. Учитель записывает на доске: 1 дес. = 10 ед. – Почему люди иногда считают десятками? Д. Когда предметов много, их считают сразу по десять штук, и тогда десяток для людей служит новой, более крупной единицей счета. III. Новый материал У. Посмотрите на доску. Что можно сказать о чертеже? Д. Это отрезки, на глаз
длина у них одинаковая. Дети называют отрезки буквами, ученик записывает на доске. У. У меня три мерки. Учитель показывает три полоски, они все разного цвета, мерка, равная 1 см, синяя, 1 дм – красная, 1 м – желтая. Длина на мерке не подписывается. – Какая мерка подойдет для измерения отрезков на доске? Д. Красная. Два ученика у доски измеряют красной меркой отрезки, остальные дети класса в это время проверяют, правильно ли идет измерение. У. Сколько раз красная мерка
поместилась на первом отрезке? Учитель записывает на чертеже длину отрезков, в результате на доске получается запись: У. Что вы теперь можете
сказать об отрезках? – АВ – длиннее, чем CD. IV. Практическая работа У каждого ребенка конверт с мерками в 1 см и 1 дм синего и красного цветов соответственно. У. Рассмотрите мерки. Что вы
можете о них сказать? У каждого ученика учитель при проверке тетрадей начертил отрезок длиной в 1 дм. – Сначала измерим синей меркой. Что получилось? Д. Синяя мерка укладывается 10 раз. – Выходит 10 синих мерок. Дети измеряют отрезок по линейке и рассказывают, как они это делали. У. Как наше измерение можно
записать на языке математике? Дети выполняют задание. – Измерим отрезок красной меркой. Д. Красная мерка поместится
1 раз. Учитель вывешивает карточку с данным словом на доску. Дети читают слово несколько раз. – Измерьте в дециметрах длину и ширину парты. Дети выполняют задание. Затем учитель просит одного ученика измерить длину и ширину зеркала, а другого – длину и ширину доски. Измерив, ученики сообщают результаты. – Возвращаемся к отрезкам на доске. Если у нас отрезок в 5 красных мерок, то его длина?.. Д. 5 дм. Учитель подписывает на доске вместо "5 красных" – "5 дм" и обращает внимание детей на сокращенную запись – дм. У. Кто запишет длину второго отрезка? Один из учеников записывает: 4 дм. – Напишите длину вашего отрезка в дециметрах. Дети записывают в тетрадях: 10 см = 1 дм. – Какой знак можно поставить между этими величинами? Дети обсуждают все варианты, то есть знаки =, <, >, и приходят к выводу, что правильный знак, это =. Учитель записывает на доске, а дети в тетрадях: 10 см = 1 дм. V. Закрепление пройденного У. Сколько дециметров у вас на линейках? Как это проверить? Дети прикладывают красные мерки или рассуждают: в 1 дм = 10 см, значит, если линейка длиной 30 см, то это 3 дм. – Сколько дециметров у меня на линейке? Учитель показывает линейку длиной 1 м. Дети высказывают предположения, предлагают измерить мерками. Останавливаются на красной. Один ученик измеряет:
– А сколько это будет сантиметров? Д. 100 см, потому что 1 дм = 10 см, если 10 дм, то 100 см.
Учитель вывешивает плакат. И просит детей сравнить записи. Д. Первая запись – это меры
длины, вторая запись – это единицы счета;
десятками считают, когда много предметов,
дециметрами измеряют, когда длина предмета
большая. Дети выполняют задание. – Кто каким способом чертил, расскажите. Д. Я взял красную мерку и к ней приложил 2 раза синюю мерку. – Я по линейке догадался,
начертил отрезок в 10 см и еще 2 см рядом. VII. Итог урока У. Какое открытие сделали
сегодня на уроке? – В 1 дм помещается 10 см. Юля ОСТАПОВА, |