Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2000

Архив 1999-2004

Мир глазами математика

1-й класс

Тема.   "Дециметр – новая мера длины"

Цели. Ввести новую меру длины и учить использовать ее для измерения; установить соотношение с изученной мерой длины 1 см и соотношение единиц счета с единицами длины.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель. Сегодня на уроке каждый должен сделать свое маленькое открытие в математике. А сейчас проверим, научились ли вы смотреть и видеть.

Посмотрите на предложение, записанное на доске, глазами математика. Что можете сказать о нем как математики?

На доске.

Мама купила 1 десяток пуговиц.

Дети. 1 десяток – это значит 10 пуговиц, когда много мелких предметов, их считают десятками, предложение можно дополнить до задачи.

– Например, 2 пуговицы мама пришила. Сколько пуговиц осталось?

– Мама купила 1 десяток синих пуговиц и 3 красные пуговицы для платья. Сколько всего пуговиц купила мама?

У. Итак, 1 десяток равен 10 единицам.

Учитель записывает на доске:

1 дес. = 10 ед.

– Почему люди иногда считают десятками?

Д. Когда предметов много, их считают сразу по десять штук, и тогда десяток для людей служит новой, более крупной единицей счета.

III. Новый материал

У. Посмотрите на доску. Что можно сказать о чертеже?

Д. Это отрезки, на глаз длина у них одинаковая.
У. Что можем с этими отрезками сделать?
Д. Назвать буквами, измерить, сравнить.

Дети называют отрезки буквами, ученик записывает на доске.

У. У меня три мерки.

Учитель показывает три полоски, они все разного цвета, мерка, равная 1 см, синяя, 1 дм – красная, 1 м – желтая. Длина на мерке не подписывается.

– Какая мерка подойдет для измерения отрезков на доске?

Д. Красная.
У. Я не согласна, желтой быстрее.
Д. Она слишком большая, длиннее отрезков.
У. А почему не самой маленькой?
Д. Очень долго придется измерять.
У. Хорошо, измеряем красной.

Два ученика у доски измеряют красной меркой отрезки, остальные дети класса в это время проверяют, правильно ли идет измерение.

У. Сколько раз красная мерка поместилась на первом отрезке?
Д. Пять раз.
У. А на втором?
Д. Четыре раза.

Учитель записывает на чертеже длину отрезков, в результате на доске получается запись:

У. Что вы теперь можете сказать об отрезках?
Д. Отрезок АВ больше отрезка CD на одну красную мерку.

– АВ – длиннее, чем CD.
– CD – короче, чем АВ.

IV. Практическая работа

У каждого ребенка конверт с мерками в 1 см и 1 дм синего и красного цветов соответственно.

У. Рассмотрите мерки. Что вы можете о них сказать?
Д. Синяя равна 1 см, красная такая же, какой измеряли отрезки на доске...
У. Измерим этими мерками отрезок в тетради.

У каждого ученика учитель при проверке тетрадей начертил отрезок длиной в 1 дм.

– Сначала измерим синей меркой. Что получилось?

Д. Синяя мерка укладывается 10 раз.

– Выходит 10 синих мерок.
– Синяя мерка равна 1 см, значит, отрезок равен 10 см, можно проверить по линейке.

Дети измеряют отрезок по линейке и рассказывают, как они это делали.

У. Как наше измерение можно записать на языке математике?
Д. 10 см.
У. Подпишем над отрезком: 10 см.

Дети выполняют задание.

– Измерим отрезок красной меркой.

Д. Красная мерка поместится 1 раз.
У. Какой меркой быстрее измерять?
Д. Красной.
У. Почему?
Д. Она длиннее, захватывает большее расстояние...
У. Чтобы измерить отрезки или предметы большей длины, люди договорились взять мерку в 10 см. Кто-нибудь знает, как она называется?
Д. Нет.
У. Она называется дециметр.

Учитель вывешивает карточку с данным словом на доску. Дети читают слово несколько раз.

– Измерьте в дециметрах длину и ширину парты.

Дети выполняют задание. Затем учитель просит одного ученика измерить длину и ширину зеркала, а другого – длину и ширину доски. Измерив, ученики сообщают результаты.

– Возвращаемся к отрезкам на доске. Если у нас отрезок в 5 красных мерок, то его длина?..

Д. 5 дм.

Учитель подписывает на доске вместо "5 красных" – "5 дм" и обращает внимание детей на сокращенную запись – дм.

У. Кто запишет длину второго отрезка?

Один из учеников записывает: 4 дм.

– Напишите длину вашего отрезка в дециметрах.

Дети записывают в тетрадях: 10 см = 1 дм.

– Какой знак можно поставить между этими величинами?

Дети обсуждают все варианты, то есть знаки =, <, >, и приходят к выводу, что правильный знак, это =. Учитель записывает на доске, а дети в тетрадях: 10 см = 1 дм.

V. Закрепление пройденного

У. Сколько дециметров у вас на линейках? Как это проверить?

Дети прикладывают красные мерки или рассуждают: в 1 дм = 10 см, значит, если линейка длиной 30 см, то это 3 дм.

– Сколько дециметров у меня на линейке?

Учитель показывает линейку длиной 1 м.

Дети высказывают предположения, предлагают измерить мерками. Останавливаются на красной.

Один ученик измеряет:

10 красных = 10 дм.

– А сколько это будет сантиметров?

Д. 100 см, потому что 1 дм = 10 см, если 10 дм, то 100 см.

VI. Сравнение мер длины и единиц счета

Учитель вывешивает плакат.

И просит детей сравнить записи.

Д. Первая запись – это меры длины, вторая запись – это единицы счета; десятками считают, когда много предметов, дециметрами измеряют, когда длина предмета большая.
У. Начертите в тетради отрезок в 1 дм 2 см.

Дети выполняют задание.

Кто каким способом чертил, расскажите.

Д. Я взял красную мерку и к ней приложил 2 раза синюю мерку.

– Я по линейке догадался, начертил отрезок в 10 см и еще 2 см рядом.
– Я – по линейке в 12 см, потому что 1 дм – 10 см, да еще 2 см, всего 12 см.

VII. Итог урока

У. Какое открытие сделали сегодня на уроке?
Д. Для измерения больших предметов и отрезков есть мера длины – дециметр.

– В 1 дм помещается 10 см.

Юля ОСТАПОВА,
учитель школы № 20, г. Иркутск