|
Как нам нравится зимой2-й класс (1–3)Урок развития речи учит каждого ребенка свободно выражать мысли, делиться чувствами, впечатлениями о картине, создавать свой собственный образ в сочинении на зимнюю тему. Так считает учитель школы № 1084 г. Москвы Раиса БУБНОВА. Тема. "Сочинение по картине "Зимние развлечения детей". Цели. Учить свободно высказываться; развивать интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений; предоставить полную свободу самовыражения в слове; учить последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному письму; работать над качеством сочинений, их эмоциональной окрашенностью. Ход урока Учитель. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Давайте поприветствуем наших гостей. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке. На кодоскопе написан текст загадки. Дети сначала читают самостоятельно, затем один ученик читает выразительно.
Дети. Зима. У. А кто знает стихи о зиме? Ребенок 1.
Ребенок 2.
Ребенок 3.
У. Молодцы! Достаточно, я знаю, что вы все знаете стихи о зиме. А сегодня на уроке мы с вами будем писать картину, как художники; да, художники не рисуют картину, а пишут. А в конце напишем сочинение по картине. На доске прикреплен белый лист. – Перед вами белый лист. Сейчас мы с вами напишем картину. Как вы думаете, какое время года мы будем описывать? Д. Зиму. Сейчас зима, поэтому лист белый, так как все кругом белым-бело. У. Какая будет погода на нашей картине? Д. Солнечная, ясная, хорошая! У. Значит, на нашей картине будет солнышко. Учитель прикрепляет солнышко. – А в какие игры вы любите играть зимой? Д. В снежки. – Кататься на коньках, на лыжах. – Лепить снежную бабу, строить крепость. Учитель прикрепляет на лист бумаги все, что перечисляют дети, – детей, которые играют в снежки, горку, ребят с лыжами и с санками, крепость, снеговика. У. Чего еще не хватаете на нашей картине? Д. Деревьев. У. А еще зимой есть птицы, которые у нас зимуют, мы их посадим на деревья. – Хорошо! Ребята, кто из вас знает стихи о зимних играх? Д. Я знаю стихотворение И.Сурикова "Вот моя деревня".
У. Давайте посмотрим на нашу картину. Подумайте, где это могло происходить? Д. Допустим, мы гуляли в лесу или в парке. – На улице. У. А в какое время суток была эта прогулка? Д. Днем, сразу после школы. Там мы играли. У. А какие синонимы можно подобрать к слову игра? Д. Развлечение, забава. У. Ребята, у меня есть несколько заголовков. Учитель прикрепляет их к доске. – Какой из них подойдет к нашей картине? На доске.
Д. "Зимой". У. Почему ты так думаешь? Объясни. Д. Зимой дети катаются на санках и коньках, играют в снежки. Все это возможно только зимой. – А я думаю, "Зимние забавы и развлечения", – мне кажется, что это главная мысль нашей картины. У. Умница! А подойдет ли нам название "Первый снег"? Д. Сейчас на улице много снега, первый снег может выпасть в октябре или в ноябре, а сейчас... Когда выпадет первый снег, мы не сможем кататься на санках, так как его будет мало и он быстро растает. У. Верно. Давайте еще раз посмотрим на нашу картину. Какое настроение она создает? Включите мысленный экран и скажите, что вы слышите. Д. Я слышу смех, крики, шум, скрип снега. У. А что вы чувствуете? Д. Я чувствую радость, мне очень хорошо, щиплет щеки от мороза. Я весь промок, так как много раз падал с санок. У. Молодцы! Сейчас мы с вами будем писать сочинение по нашей картине. Когда художник собирается писать картину, что ему необходимо? Д. Он подготавливает для работы краски, карандаш – для эскиза, еще он возьмет свою фантазию. У. А нам что нужно? Д. Ручка, бумага, слова, мысли, а еще грамотность. У. Хорошо. Что такое сочинение? Д. Это собственные мысли. – Это когда нужно выбрать определенную тему и написать по этой теме текст. У. Сколько частей будет в нашем сочинении? Д. Три. Первый – вступление. Мы опишем, когда происходит это, в какое время года. – Во второй части мы напишем про детские развлечения, как и во что дети играют, – это будет основная часть. – Опишем, как нам радостно! Как здорово зимой, – это будет заключительная часть. У. Замечательно! Вы сказали, что возьмете с собой свою грамотность, значит, нам нужно повторить, как пишутся некоторые слова. На кодоскопе. Лед, сугроб, одежда, санки, снеговик, коньки, морковка, солнце, ребята, дети, деревья, лопатка, варежки, двор, метла, раскраснелись щеки, весело, радостно, снежки, повеселились, оказалось, гладкой, ясный, мальчик, девочка, снег, перевернулись. Дети читают: сначала самостоятельно, затем все вместе вслух, орфографически. Затем учитель на доске открывает листочек с опорными словами (все те же, кроме подчеркнутых). – Итак, каждый пишет свое сочинение, в сочинении отразите, что детям было интересно играть на улице зимой, как им было весело. Давайте прежде чем начнем писать, подготовим наши пальчики. Физкультминутка У. Я желаю вам хорошо написать сочинение, в добрый путь! Дети пишут под музыку П.И. Чайковского. – Помните, если кто-то не знает, как писать слова, поднимите руку. Письмо сочинений Тот, кто заканчивает, получает кроссворд. Затем учитель раздает кроссворды всем детям. У. Мы с вами забыли в своей картине о зимующих птицах. Вы уже говорили в начале урока, а я не обратила на это внимание. Какие же птицы прилетят к нам в кормушку, мы узнаем, разгадав кроссворд. По горизонтали: 2. На дереве сидит, 3. У какой птицы "снежное" имя? По вертикали: 1. Спиною зеленовата, 2. Озорной мальчишка Ответы. По горизонтали: 2. Ворона. 3. Снегирь. По вертикали: 1. Синица. 2. Воробей. Дети читают загадки вслух и записывают ответ. Учитель читает несколько сочинений, написанных детьми. У. Молодцы! Вы очень хорошо поработали. На следующем уроке мы с вами обсудим ваши сочинения. |