|
Такие разные вороны
3-й классУрок обобщения полученных знаний предполагает использование учителем различных форм работы: групповой и индивидуальной; работу с понятийным аппаратом темы; игру "Узнай слово", а также сочинение миниатюры "Зима". Своим опытом проведения таких уроков делится Л.Огаркова, учитель школы № 16 г. Северодвинска Архангельской области. Тема. "Имя прилагательное". Цель. Обобщить знания об имени прилагательном. Ход урока I. Организационный момент II. Тема урока Учитель. Сегодня мы с вами повторим и закрепим наши знания, полученные по теме "Прилагательное". Выясним знатоков этой темы. Дети работают по вопросам.
– Отгадайте загадку.
Дети. Ворона. Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением вороны с "карманом". У. Какие слова помогли
отгадать? – Она каркает. У. Запишем слово ворона.
Какую работу можно с этим словом произвести? У. Составьте и запишите предложения о вороне. На доске. – Вы описали внешний вид. А теперь поговорим об отношении к ней. Д. Люди по-разному относятся к этой птице. – Для одних – вороны всегда хитрые, коварные. А в Японии ворона – спутник богов, символ сыновнего почета. У. Значит, разглядели в ней что-то хорошее. Что значит: Считать ворон? Д. Глазеть по сторонам, ротозейничать, проводить время в праздности, бездельничать. У. Итак, что вы знаете об имени прилагательном? Д. Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В это время учитель выдает карточки, дети работают индивидуально. Пример карточки. Впиши имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ. У. Подумайте над словосочетанием: крикунья хрипловатая, что за песня у вороны? Запишите ее, пожалуйста. Работа проводится как минутка чистописания. – Что знаете о букве к? Д. Буква согласного звука [к], этот звук может быть в начале, конце, середине слова, это звук твердый, а есть и мягкий [к’]. Два звука обозначаются одной буквой. Она может быть большой, если это начало предложения или слово – имя собственное, или маленькой. У. Посмотрите, у вороны карман. Что бы это значило? Какие слова могут быть там? Д. В которых есть слог кар. У. Запишем эти слова вместе. Учитель записывает на доске: картофель, картошка, картина, карта. Дети пишут в тетради. – Давайте подберем к существительным соответствующие прилагательные. – А теперь образуйте от существительного картофель прилагательные мужского, женского, среднего родов в единственном числе и множественном числе. – Как узнали род и число имени прилагательного? Д. По имени
существительному, с которым оно согласуется. На доске таблица. – Теперь другое задание. Напишите имена прилагательные противоположного значения (антонимы). Вставьте пропущенные буквы, докажите. На доске.
– Сейчас надо образовать имена прилагательные от существительных, выделить орфограммы.
– А теперь поиграем в игру "Узнай слово" в переносном смысле.
– Замените прилагательное в словосочетании теплая встреча близким по смыслу (душевная, радостная). Составьте и запишите предложение, разберите по членам предложения и частям речи. Кто хочет поделиться? Д. Я много лет не видел своего друга. И он приехал к нам в гости. Для меня это была самая радостная встреча. У. Теперь, я думаю, вы готовы рассказать все, что знаете об имени прилагательном. Кто начнет? Кто поможет? Дети отвечают на вопросы по плану. III. Обобщение У. Какие вы молодцы! Любите ли вы загадки? Д. Да! У.
Д. Весной. У.
Д. Лето. У.
Д. Осень. У.
Д. Зима. У. А сейчас какое время года? Д. Зима. У. Слушайте задание: напишите мини-сочинение по теме "Зима". Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам. Вариант I "Пишу сам(а)" (на доске картина "Зима"). Вариант II Прошу маленький sos (помощи). (В кармане под sos – слова-помощники: день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.) Вариант III "Прошу большой SOS". (В кармане – карточки. IV. Домашнее задание V. Итог урока Слушаем сочинения. Приложение Работа над сочинениями (Из опыта) Я хочу рассказать о своем опыте работы над сочинениями, который накопился за три года. В начале пути о работе над сочинениями я знала только то, что их надо писать раз в две недели без подготовки. Легко сказать, но как это сделать?! Прочитав литературу, я познакомилась с условиями, необходимыми для успешной работы, этапами работы, темами сочинений и др. Теперь для меня и моих учащихся уроки развития речи, на которых пишутся сочинения, самые интересные, радостные. Конечно, это нелегко. Требуется кропотливая работа учителя, детей. Необходим системный подход к решению задач речевого развития школьников. Для этого я изучила теоретическую и методическую литературу, отражающую проблему развития речи учащихся на уроках русского языка, сопоставила точки зрения на данную проблему различных авторов, выделяя собственное мнение, позицию по данному вопросу, проанализировала достижения педагогической науки. Ну и, конечно, использовала полученные знания. Правильная организация обучения позволлила не только успешно сформировать необходимые умения, но и привить детям интерес к языковой работе, а через нее – интерес к самому языку. Каждому уроку предшествовала серьезная подготовка: надо было определить общую проблему, формы работы, контроля и взаимоконтроля, определить свое, учительское, место в уроке. Большое значение я придавала и придаю созданию атмосферы, способствующей творческому подъему в детях, обеспечению правильной речевой среды, созданию предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний, активизации словаря. Тему сочинения "Снег" подсказала красота падающего первого снега, сверкание снежинок. На экскурсии дети с восторгом рассматривали изменения, которые произошли в природе с наступлением зимы. Было предложено искать сравнения, ответить на вопросы:
Дети нашли такие слова. Снежинки – ажурные,
серебристые, нежные; парят, кружатся, порхают. Далее, на уроках чтения мы с детьми читали стихи, рассказы о наступлении зимы. На уроках русского языка под диктовку и самостоятельно дети записывали слова, словосочетания, предложения о снеге, каким они его видели на экскурсии. По моей просьбе дети продолжали наблюдения за снегом самостоятельно.
При подготовке к сочинению детям было предложено прослушать пьесу "Декабрь" из альбома "Времена года" П.Чайковского. Учащиеся делились мыслями, которые навеяло музыкальное произведение. Такой вид работы труден, но его нужно использовать, чтобы развивать воображение детей. Один из уроков специально посвятила обогащению текста выразительными средствами. Зимний день Наступила зима. Тучи заволокли небо. Ветер утих. Выпал снег. Изменилась земля. Снег переливался. Укутал голые деревья. Во дворе раздаются голоса детей. – Тексты получились разные, интересные. Наконец после такой подготовки наступил урок, когда дети должны были написать сочинение "Снег". Каждый ребенок выбрал один какой-то снег (перв0ый, робкий, пушистый и т.д.), и это стало названием его рассказа. |