Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2000

Архив 1999-2004

Здесь не нужен мягкий знак

Внеклассное занятие по русскому языку
2-й класс (1–4)

Тема. "Сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн"

Цели. Закрепить и углубить знания учащихся о сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала; развивать воображение, речь, сообразительность, внимание, умение логически мыслить, воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование. Сказочные герои, ребусы, таблицы, рисунки, магниты.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели

Учитель. Ребята, сегодня у нас урок необычный. Мы побываем в городке Веселая Грамматика. Его жители – веселые человечки. Каждый из них предложит задание, которое вы должны выполнить. Но прежде чем мы начнем выполнять задания, послушайте несколько стихотворений. Слушая, обращайте внимание, какие правила встречаются в словах.

Дети читают стихи.

Озеро

Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут:
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, как живой,
Дремлет книзу головой.
                    (Ю. Коринец)

Колючки

Колючки, как известно, злючки,
А кто же любит их – колючки?
Один верблюд, ведь у верблюда
Колючки – фирменное блюдо.
                           (Б.Заходер)

Щука

Щука в озере жила,
Щеткой дно она мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
                    (Г.Сапгир)

Свеча

Голова огнем пылает.
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
                      (Г.Кузичев)

У. Назовите слова, которые вы выделили в стихотворениях?

Ответы детей.

– Сегодня на занятии мы повторим и закрепим знания правил о правильном написании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

III. Работа над темой

У. Ребята, какой у нас недавно был праздник?

Дети. Новый год.

У. Вокруг чего вы танцевали на празднике?

Д. Вокруг елки.

У. А вот у Петрушки елка не такая, как на празднике, а бумажная. На елке он написал слова с сочетаниями
ча-ща
, а какие – узнайте сами.

Дети записывают слова.

– Петрушка доволен вашими ответами. А теперь нам нужно отгадать, о ком идет речь.

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мила.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.

Д.  Дюймовочка.

У. 

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое.
Ну, отгадайте, как звали ее?

Д. Красная Шапочка.

У.  Ребята, кто автор этих сказок?

Д. "Дюймовочки" – сказочник из Дании Ганс Христиан Андерсен, а "Красной Шапочки" – Шарль Перро – французский сказочник.

У. Посмотрите, на доске нарисован круг, но не простой, а заколдованный, и придумал его человечек родом из Солнечной Италии – Чиполлино. Нужно составить из слогов слова с сочетаниями чу-щу.

– Дети, а у кого самый длинный нос?

Д. Ну, конечно же, у Буратино.

У. Буратино предлагает вам разгадать ребусы.

(– Буратино просит помочь ему правильно написать жи и ши. Для этого вам нужно хором прочитать то, что написано, и поднять карточку с нужным сочетанием.

Ребята, давайте прочитаем рифмовку хором. Поднимите карточку с нужным сочетанием.

Лу жи/жы, жы/жи молость, чи жи/жы,
лы жи/жы, мы ши/шы, камы ши/шы,
ши/шы мпанзе, ши/шы пы, ма ши/шы на,
ши/шы шки, е жи/жы ки, пру жы/жи на.

– На доске есть еще какой-то колодец. Этот колодец волшебный, а нарисовал его Карандаш. На колодце висят два ведра. Одно ведро с буквой ы, а другое – с буквой и. Кто возьмет ведро с правильной буквой, того колодец угостит водичкой.

Примечание. Буквы написаны с обратной стороны ведер.

– Ребята, а почему Самоделкина так называют?

Д. Потому что он сам что-то делает, мастерит.

У. Он сам сделал домик с окошками, но некоторые окошки закрыты ставнями, а вы должны догадаться, какая буква там спрятана.

Дети выполняют задание.

– А теперь, отгадайте загадку.

Он не знает ничего!
Вы все знаете его...
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?

Д. Незнайка!

У. Правильно, Незнайка. Он, ребята, не знает, где в цепочке слов "лишнее". Давайте ему поможем.

На доске.

Мыши, жилы, шипы, куча.
Кочка, точно, ночка, тучка.
Ежики, моржи, ландыши, жирафы.

 Незнайка не знает ни одного правила, и ему скучно в нашем городке, давайте развеселим его частушками.

Девочки поют частушки.

Жи да ши, жи да ши
С буквой и всегда пиши:
Мыши, ежики, ужи,
Лужи, крыши и моржи.

Ча и ща, ча и ща,
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча –
С буквой а и ча, и ща.

Сочетания чу и щу
Пишем только с буквой у.
Чудо, щука, ухвачу
И кричу, лечу, хочу.

Точно, точка, стрелочка,
Тучка, срочно, белочка,
Не запомнятся никак,
Здесь не нужен мягкий знак.

– Сегодня в свой городок веселые человечки пригласили в гости Чупа-Чупса – своего друга, который за ваши знания правил раздаст по своей маленькой конфетке.

Светлана ПАРХОМЕНКО,
учитель начальных классов,
г. Новоалександровск, Ставропольский край