Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2009

Система Эльконина - Давыдова

Л. А. Голодяева ,
Пензенский государственный педагогический ун-т им. В.Г. Белинского, МОУ «Лицей современных технологий управления № 2» г. Пензы ;
А. С. Злобина ,
Пензенский государственный педагогический ун-т им. В.Г. Белинского, МОУ «Лицей современных технологий управления № 2» г. Пензы

Разновозрастное сотрудничество

Методическая разработка уроков

Мы начинаем публикацию материалов лауреатов конкурса. В этом номере мы продолжаем знакомить читателей с разновозрастными уроками в начальной школе (см. также № 24/2006).

Статья опубликована при поддержке Компании «Ямагучи». «Ямагучи» - крупнейший поставщик массажной техники, наделенный правами представительства американской компании US MEDICA, а также японских фирм Fujiiryoki, Yamaguchi Electronics Solutions и других. На официальном сайте компании http://www.yamaguchi.ru вы можете с легкостью подобрать массажное кресло и заказать его с доставкой на дом.

Одним из критических моментов школьной жизни ребенка является проблема перехода из начальной в основную школу. Точкой роста учебной самостоятельности четвероклассников является приобретение опыта разновозрастного сотрудничества. Такое сотрудничество, по мнению А.Б. Воронцова, может решить ряд педагогических задач:

  • работа ребенка в позиции «учителя» может служить одной из мер профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);

  • она продолжает развивать учебную самостоятельность школьников;

  • учебное сотрудничество между младшими и старшими детьми дает возможность взрослому (учителю) организовать изучение материала таким образом, чтобы четвероклассники смогли работать над обобщением своих способов действий, знаний и умений с другой позиции.

Психолого-педагогические аспекты организации разновозрастного сотрудничества подробно описаны в работах Г.А. Цукерман, А.Б. Воронцова. Наш опыт организации такой работы учащихся 2-го и 4-го классов представим на примере подготовки и проведения четырех типов разновозрастных уроков:

  • урок – конкретизация открытого младшими детьми способа действий;

  • урок – проверочная работа по русскому языку;

  • урок-практикум;

  • урок-демонстрация младшими результатов своей работы.

Приступая к подготовке разновозрастных уроков, мы (учителя 2-го и 4-го классов, психолог):

  • согласовали предметное содержание классов, вступающих во взаимодействие;

  • составили совместный план проведения разновозрастных уроков;

  • продумали варианты распределения детей по рабочим парам «учитель – ученик». При этом учитывались два обстоятельства: психологическая совместимость и учебная успеваемость.

Блок уроков по русскому языку

Урок 1. Работа с учениками 4 класса

Тема. «Повторение последовательности действий при выделении в слове его окончания».

Цель. Рефлексия и обобщение известных учащимся способов выделения окончания в различных частях речи.

Задачи. Совершенствование контрольно-оценочных действий; планирование системы заданий для работы со 2-м классом; формирование учебной самостоятельности; совершенствование навыков сотрудничества.

Тип урока. Конкретизация способа действий.

Учебно-методическое обеспечение. Модели частей речи; «Тетради открытий»; планшеты, маркеры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка практической задачи

Учитель. Ученики второго класса и их учитель попросили нас провести вместе с ними урок русского языка. В прошлом году вы уже пробовали работать в роли учителя и знаете: чтобы урок прошел успешно, нужно тщательно подготовиться. Как вы думаете, что делает учитель, когда готовится к уроку?

Дети. Пишет конспект урока, подбирает задания.

У. Наверное, когда он пишет конспект, составляет задания, он учитывает, что дети уже усвоили, а что – еще нет. Вот и мы будем такими же учителями, которые попробуют помочь второклассникам привести в систему свои знания о способах выделения окончаний в различных частях речи.

III. Создание учебной ситуации

У. Ученик второго класса выделил окончания в словах следующего предложения:

Все ли окончания он выделил правильно?

Проверяется умение увидеть и исправить ошибку

Д. В глаголе посадил окончание нулевое:

– Предлог около не изменяется, у него нет окончания.

– У существительного виноград окончание нулевое:

У. Как мог рассуждать второклассник, выделяя окончания таким образом?

Д. Что окончание – конец слова, его последняя буква.

Проверяется умение предположить причину ошибки

У. Что же такое окончание? Дайте определение.

Владение полнотой понятия

Д. Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

У. Что нужно сделать, чтобы определить окончание?

Словесное описание способа действия

Д. Следует изменить форму слова.

У. Все ли слова изменяются одинаково?

Д. Нет. Изменения слова зависят от того, к какой части речи относится то или другое слово, какие грамматические значения оно имеет.

IV. Конкретизация способа действий при выделении окончаний разных частей речи

У. Прежде чем идти во второй класс, потренируемся в выделении окончаний различных частей речи.

1) Конкретизация способа выделения окончаний имен существительных. Работа в парах

– Выделите окончания в словах, записанных на карточке. Разделите их на группы по степени сложности выделения окончаний второклассником.

земля, море, клен, стол, ножницы, ворота, молоко, пламя, метро, шоссе

– К какой части речи относятся эти слова?

Д. Это имена существительные.

Умение встать на позицию младшего ученика

У. Пока второклассники не знают названия частей речи. Как они называют существительные?

Д. Слова – названия предметов.

У. Какие группы слов у вас получились?

Умение увидеть существенный признак

Прогнозирование возможных трудностей

Предполагается, что дети выделят следующие группы существительных:

Д. Первая группа:

Легко выделить окончание, изменяя слово по числам.

Вторая группа:

Слова с нулевым окончанием.

Третья группа:

Существительные, употребляемые только во множественном или только в единственном числе. Чтобы выделить окончания, их нужно изменять по падежам:

Неизменяемые имена существительные окончаний не имеют.

Прогнозирование возможных ошибок

У. Как вы думаете, в каких группах слов второклассники могут затрудняться больше всего, выделяя окончания?

Д. В словах третьей и четвертой групп.

У. Какая модель будет вам помогать при выполнении подобного задания со второклассниками?

Д. Модель имени существительного.

Опора на обобщенную модель.

2) Конкретизация способа выделения окончаний у имен прилагательных

Действия контроля и оценки за ответом другого ученика

У. Ученик выделил окончание в слове таким образом. На вопрос учителя, как он рассуждал, тот ответил: «Изменяю слово по числу: , сравниваю изменения и нахожу окончание». Исправьте ошибку, допущенную этим учеником.

Д. Нужно предложить второкласснику изменить имя прилагательное по роду или падежу:

У. Какая модель рассказывает о грамматических значениях имени прилагательного? Выберите на «столе помощников».

Д. Это модель имени прилагательного.

Имена прилагательные изменяются по родам в зависимости от рода имени существительного.

Опора на обобщенную модель

У. Прочитайте следующее предложение:

Красив осенний лес.

В каком слове выделение окончания может вызвать у второклассников большую трудность?

Д. В слове , так как это краткое прилагательное. Чтобы выделить окончание, изменяем это слово по родам:  – или по числам: .

Прогнозирование возможных трудностей

3) Конкретизация способа выделения окончаний у глаголов

а) Фронтальная работа

У. Света выделила окончания в словах такого предложения:

Действия контроля и оценки за ответом другого ученика

Саша в тех же словах выделил такие окончания:

Кто из детей прав?

Д. Прав Саша. Чтобы выделить окончание в глаголе прошедшего времени, его нужно изменить по родам:

б) Самостоятельная работа

Контроль способа выделения окончаний

У. Выделите окончания в следующих глаголах: сидишь, льёт, бежим, принести, беречь, читать

У. Кто испытывал трудности, выполняя это задание?

Д. Трудно выделять окончания инфинитива глаголов: Пришлось воспользоваться «Тетрадью открытий».

У. Какая модель напоминает о грамматических значениях глагола?

Опора на обобщенную модель

Дети выбирают на «столе помощников» модель глагола, рассказывают, что отличает глагол от именных частей речи.

V. Выработка правил сотрудничества

Заранее подготовленные пары детей проигрывают перед классом возможные диалоги «наставников» и «учеников»:

1) Действие по сокращенной схеме, когда «учитель» принимает ответ, не разворачивая диалога, без доказательств «ученика».
2) «Учитель» подсказывает готовый ответ, не выслушивая рассуждений «ученика».

Проверяется умение вести диалог с позиции учителя

Выводы

а) Даже в случае правильного ответа нужно просить ребенка объяснить, как он рассуждал.
б) Если второклассник ошибается, корректно помочь ему самостоятельно прийти к правильному ответу.

VI. Рефлексия

Степень эмоциональной вовлеченности

У. Довольны ли вы своей работой на сегодняшнем уроке? Если да – улыбнитесь. Кто хочет поделиться впечатлениями? Что было для вас важным на сегодняшнем уроке?

VII. Домашнее задание

Планирование предстоящей работы

У. Какие слова нам следует придумать для работы со второклассниками, чтобы они повторили способы выделения окончания различных частей речи?

Д. Это должны быть примеры различных частей речи, подобные тем, о которых мы говорили сегодня.

У. Какие слова могут стать «ловушками» для выделения окончаний второклассниками?

Д. Это могут быть наречия или неизменяемые существительные.

У. Включите эти слова-«ловушки» в карточки заданий для второклассников.

Осознанная рефлексия, умение составлять «ловушки»

Урок 2. Работа с учениками 2 класса

Тема. «Способ определения окончания в слове».

Цель. Конкретизировать способ определения окончания в слове.

Задачи. Определение уровня осознания младшими детьми способа действия при решении конкретной задачи; осуществление совместного поиска рационального способа решения проблемной ситуации; совершенствование навыков разновозрастного сотрудничества.

Тип урока. Конкретизация ранее открытого способа.

Встреча двух классов. Приветствие. Учитель 4-го класса представляет «учителей», второклассники подходят к ним, ребята знакомятся. Дети парами расходятся в два кабинета (на перемене).

I. Организационный момент

Учитель. У нас необычный урок русского языка: сегодня мы поработаем вместе. Ребята из 4-го класса придумали для вас задания и хотели бы посмотреть, как вы умеете выделять окончания в различных словах, и, если нужно, помочь тому, кто разобрался в этом вопросе не до конца. Для чего нужно уметь выделять окончания?

Дети. Чтобы научиться писать эту часть слова грамотно.

II. Конкретизация способа действия при выделении окончаний в словах

Второклассники начинают работать над заданием, которое подготовили четвероклассники. Детям для работы были предложены такие слова: страна, озеро, ель, стул, ключик, щипцы, брюки, сметана, пальто, весло, зеленый, свежее, молодая, горяч, писал, рисуют, идти, зеленеть, около.

Заканчивая работу по выделению окончаний у одной из частей речи, четвероклассники подводят итог работы с помощью таблиц «Как изменяется слово».

III. Рефлексия

Оба класса снова собираются в одном кабинете.

У. Удалась ли работа? Что запомнилось? Был ли урок полезен? В чем его польза?

IV. Домашнее задание(для всех)

У. В небольшом сочинении опишите прошедший урок, выразите свое отношение к нему.


Комментарии

Основными действиями учителей на уроках были:

– распределение детей по рабочим парам «учитель» – «ученик»;
– постановка практической задачи;
– определение временного регламента;
– наблюдение за взаимодействием детей во время парной работы с целью коррекции негативных моментов;
– организация рефлексии урока;
– анализ рефлексивных сочинений учеников 2-го и 4-го классов;
– выработка возможных действий «учителей» в затруднительных ситуациях во время парной работы.

Проанализировав сочинения учеников, учителя 2 и 4 классов пришли к выводу, что в основном взаимодействие в парах «учитель» – «ученик» прошло успешно.

Многие второклассники отмечали конкретную помощь старших учеников в усвоении учебного материала и описывали положительные эмоции от сотрудничества: «Было интересно», «Мой сосед был добрым и разговорчивым», «Приятно, что мне все объяснили».

Но были выявлены некоторые проблемные моменты, связанные с психологической совместимостью детей и повышенной тревожностью второклассников в новой для них учебной ситуации. Тем не менее младшие дети получили начальные навыки сотрудничества со старшими и выразили желание продолжить в будущем взаимодействие с учениками 4-го класса.

Ученики 4-го класса в основном положительно оценили процесс взаимодействия со второклассниками, изъявили желание поработать над подготовкой других уроков для учеников 2-го класса, так как почувствовали привлекательность позиции учителя: «Понравилось объяснять», «Меня внимательно слушали», «Он все понял», «Рассказывать про то, что ты знаешь, весело». Высказывания: «Он не все понимал», «Было сложно объяснять», «Ему было неинтересно» – встретились у трех четвероклассников.

Продолжение следует