Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2008

ВЫ СПРАШИВАЛИ

Валентина СОКОЛОВА,
консультант
Управления экономики и финансов
Федерального агентства по образованию

Вы спрашивали...

Какие виды работ должны относиться к функциям классного руководителя в начальной школе, получающего денежное вознаграждение за выполнение функций по классному руководству в размере 1000 рублей в месяц?

В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196, на педагогического работника с его согласия приказом образовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

Функции классного руководителя могут подразделяться на:

1) организационно-координирующие:

– обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
– установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
– проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
– взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
– организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
– организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
– стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
– взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
– ведение документации (классный журнал, план работы классного руководителя);

2) коммуникативные:

– регулирование межличностных отношений между обучающимися;
– установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
– содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
– оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств;

3) аналитико-прогностические:

– изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
– определение состояния и перспектив развития коллектива класса;

4) контрольные:

– контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

– индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
– групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
– коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Прошу разъяснить вопрос о выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в летний период.

Вознаграждение за выполнение функций по классному руководству должно выплачиваться и в летний период, не совпадающий с ежегодным отпуском педработника, так как планирование средств федерального бюджета на его выплату осуществляется на 12 месяцев, а также в связи с тем, что действующий в системе образования порядок исчисления заработной платы предусматривает, что за время работы в период каникул учащихся оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул, независимо от времени окончания учебного года.