Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2007

МИНИСТЕРСКИЕ ВЕСТИ

 

Стандарт для взрослой жизни во взрослом обществе

Образовательные стандарты нового поколения

1. В России начался процесс разработки стандартов общего образования второго поколения. По поручению Минобрнауки России разработку стандарта общего образования ведет Российская академия образования. В структуре РАО есть научные институты, изучающие вопросы содержания образования, психофизиологические особенности детей в информационную эпоху, проблемы семьи и воспитания, многие другие вопросы, без которых не обойтись при разработке стандарта. Коллектив разработчиков на сегодня состоит из 12 групп, каждая из которых отвечает за конкретный участок работы. Их возглавляют известные ученые РАН и РАО. Важно отметить, что группы созданы не по предметному принципу, а на основе нового, системного подхода к стандартам образования. Авторским коллективом, разрабатывающим стандарты, руководит известный деятель российского образования – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук А.М. Кондаков. Он отвечает за работу коллектива перед управляющим советом, созданным в РАО, который возглавляет президент РАО Н.Д. Никандров. В совет входят все вице-президенты РАО, главный ученый секретарь и ряд директоров институтов. За участие РАН в проекте отвечает ее вице-президент В.В. Козлов.

2. Суть нового подхода к образовательному стандарту заключается в принципиально иных целях и задачах, которые ставят перед собой его разработчики. Приоритетным стал вопрос о том, что должен получать конкретный учащийся на каждом этапе своего обучения, каким должен быть результат работы системы образования с точки зрения подготовки ребенка к жизни в социуме. Традиционный подход рассматривает образовательный стандарт как некую «программу программ», содержащую минимальный набор учебных знаний, умений и навыков по отдельным предметам, обязательный для формального предъявления школьникам по итогам обучения. Авторы нового стандарта в качестве основного результата образования видят овладение неким набором действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и должен разрабатываться новый образовательный стандарт. Очевидно, что знание даже на «отлично» некоего набора фактов и правил не страхует от социального инфантилизма, столь присущего посткоммунистическому обществу. Сегодня российской системе образования необходим стандарт «взрослой жизни во взрослом обществе». Это предопределяет целый ряд требований не только к учащимся, но и к школе, учителям, организаторам образования, призванным выполнять определенный социальный заказ. Создание стандарта второго поколения, таким образом, начинается с определения стратегических задач, стоящих перед российским образованием в контексте интересов развития государства и общества.

3. Будучи отражением социального заказа, образовательный стандарт должен рассматриваться как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Сегодняшние дискуссии о новом стандарте, как правило, выливаются в бесконечные и бесперспективные споры внутри образовательного сообщества, когда фактически происходит «лоббирование» удельного веса того или иного предмета в почасовой сетке нагрузки. Между тем, игнорирование ожиданий и требований извне лишает образование социальной функции и смысла. В то время как профессиональное сообщество озабочено набором знаний и умений по отдельным предметам, семья ждет от образования возможностей личностного и карьерного успеха, общество ставит вопрос о социальной мобильности и формировании модели адекватного социального поведения молодежи, государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан. Одна из важнейших задач, стоящих перед разработчиками стандарта, – найти приемлемые и обоснованные определения, позволяющие сформулировать социальный заказ на основе согласования интересов всех сторон, заинтересованных в развитии образования. Главное, что подлежит оценке в образовательном стандарте, – не личностные качества конкретного ученика, а результаты деятельности образовательной системы в целом. При этом необходимо установить соответствие между требованиями к результатам образования и теми средствами, которые государство и общество готовы выделять на образование. Ожидаемые результаты должны быть адекватными вкладываемым ресурсам.

4. Существующие государственные стандарты содержат обязательный минимум образования, требования к уровню подготовки учащихся и максимально допустимую учебную нагрузку. Разработчики нового стандарта полагают, что стандарт второго поколения должен содержать прежде всего требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных учебных программ. А это означает, что существенно меняется объект стандартизации: если раньше главным объектом контроля был ребенок (его успехи, его знания, его навыки), то сегодня ставится задача поставить под контроль прежде всего государство, систему образования и школу. Государство отвечает за единство образовательного пространства и за согласование требований государства, общества и личности к результатам образования, регион – за материально-техническое обеспечение (в том числе учебники, доступ в Интернет и т.д.), школа – за реализацию образовательных программ. Существенно расширяется и меняется набор оцениваемых параметров: если раньше в основе всего лежала оценка успеваемости ученика, то теперь планируется узаконить систему мониторинга деятельности системы образования на всех уровнях.

5. Образовательный стандарт – это не минимум, а уровень, соответствующий определенной ступени личностного и профессионального развития, относительно которого достигается общепризнанный консенсус. Стандарт не тождествен программе. По словам А.Г. Асмолова, образовательный стандарт – это своеобразный «ген образовательного поведения», в котором содержатся варианты возможного будущего, «конкретный организм образовательной программы» формируется в зависимости от непосредственных задач, стоящих в каждом конкретном случае. Выполнение образовательных стандартов второго поколения ведет не к образовательному минимуму, а к созданию всех необходимых возможностей для максимально успешного образовательного процесса (причем успешность понимается как соответствие требованиям государства, общества и личности).

6. Образовательный стандарт не может рассматриваться как статичный, раз и навсегда принятый и утвержденный канон. Современный мир стремительно меняется в режиме «перманентной революции» в области науки, технологий, рынка труда и быта. Только за последнее десятилетие явлением массовой жизни стали такие новые информационные технологии, как Интернет, мобильная связь, цифровое изображение. Образовательный стандарт должен стать ответом на вызов современного глобального непрерывно меняющегося мира. Определяемая им система образования должна ориентироваться на воспитание людей, способных нормально адаптироваться и существовать в мультикультурном современном обществе. Главный принцип, который должен быть положен в основу обучения, – образование невозможно завершить современные реалии требуют перманентной учебы. В этой связи базовыми результатами школьного образования могли бы стать умения учиться и познавать мир, сотрудничать, взаимодействовать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи. Далее в рамках образовательного стандарта по каждому предмету необходимо выделить фундаментальное ядро содержания образования – свод основных понятий, идей, видов деятельности, необходимых человеку в его повседневной жизни. Сюда относятся знания, необходимые человеку для успешной профессиональной деятельности, знания общекультурного характера, а также набор социально-личностных качеств. Стандарт, таким образом, устанавливает самые общие требования к результатам образования, необходимые для успешной социализации.

7. Выработанный в ходе широкой общественной дискуссии образовательный стандарт – документ общенационального значения. С точки зрения государства и общества его роль можно сравнить с государственным бюджетом и Конституцией. Стандарт образования должен носить характер закона и приниматься на уровне Федерального Собрания Российской Федерации с последующей подписью Президента страны. Между тем, в условиях стремительно меняющегося современного общества образовательный стандарт требует непрерывной доработки. По мнению президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова, на сегодняшний день стандарты должны меняться каждые пять лет. В известном смысле образовательный стандарт – это пятилетний план российской школы, определяющий приоритеты образования как социального института обучения и воспитания подрастающего поколения. Процедура его разработки, общественного обсуждения и принятия на законодательным уровне раз в пять лет могла бы действовать по аналогии с сегодняшней процедурой ежегодного принятия госбюджета. Подобный подход позволит решить важнейшую стратегическую национальную задачу – превратить образовательный стандарт в инструмент опережающего развития образования, что, несомненно, станет ресурсом общественно-экономического прогресса, обеспечивающего реализацию ценностных идеалов российского общества, а в перспективе – залогом стратегического лидерства России в мире.