Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Светлана АШИКОВА

Все дети – художники!

История детского художественного творчества сравнительно небольшая. Но за короткий срок она смогла наполниться целым рядом достижений: это детские конкурсы, фестивали, праздники. Наблюдение, изучение и исследование этого феномена помогло научно обобщить и как-то систематизировать детское творчество, в результате чего во всем мире разработан ряд программ поразвитию у детей творческих способностей. За последние десять лет в нашем обществе накопился опыт работы с детьми раннего детского возраста (до трех лет). Это самый продуктивный возраст, которому необходимо все и в больших количествах. По инерции многие родители продолжают покупать своим малышам игрушки-погремушки, интерес к которым быстро проходит. Но, встретившись с красками или пластилином, ножницами, бумагой и клеем, дети тянутся к ним изо дня в день, потому что это «настоящие вещи». И, наверное, не случайно. Естественная природа ребенка чувствует, что это именно те инструменты, которые обеспечивают крохотному организму полноценное развитие таких необходимых в жизни качеств, как внимание, наблюдательность, сосредоточенность, умение сравнивать и обобщать, что-то побеждать и чему-то радоваться, позже – творить, фантазировать, воображать. К счастью, в Москве и ряде других городов России создано немало центров раннего развития малышей, благодаря которым дети к школьному возрасту набирают ценный положительный опыт. Настоящее искусство и творчество еще никому не навредило, потому и появилась новая наука – арт-терапия, которая широко применяется в различных отраслях человеческой жизни.

С поступлением ребенка в школу многое в его жизни меняется. Но любит рисовать он по-прежнему. Возможно, дети это делают не так свободно и не так часто, как хотелось бы, но всегда с удовольствием.

За годы своей практической работы с детьми я часто задумывалась: почему все дети рисуют? Порой они начинают это делать раньше, чем говорить. Исследований на эту тему оказалось немного. Более полный ответ удалось получить в журнале «Обруч» № 5/1997 в статье О. Некрасовой-Каратеевой «О природе детского рисования». Автор пишет, что:

1) рисование доступно;
2) чувственно;
3) познавательно;
4) выразительно;
5) продуктивно;
6) образует законченный цикл: процесс – результат – продукт.

Ответы убедительные, но в них чувствуется незавершенность. Точку в этом вопросе для меня поставил четырехлетний ребенок, который, не задумываясь, сразу ответил на наш вопрос «Почему все дети рисуют?» так: Потому что они художники!» Ответ ошеломил своей краткостью и точностью. Бесспорность детского ответа подтверждают исследования американских ученых, которые в 1986 г. получили Нобелевскую премию за открытие асимметрии функций полушарий головного мозга. Ученым удалось установить, что все люди рождаются с доминантой правого полушария мозга, и эта функция доминирует до 7 – 10 лет, отвечая за их художественно-образное мышление. Ребенок оказался прав: люди действительно рождаются художниками. Так заповедала Природа.

Поэтому на нас с вами лежит почетная и ответственная задача – поддерживать и развивать в детях не просто творческое начало, а целостное художественно-образное мышление, без полноценного развития которого не может полноценно развиваться и формироваться логическое мышление. Ученые сравнивают единую работу мозга с оркестром, где правое полушарие – это музыканты, а левое – дирижер. Чем больше музыкантов (ярких и красивых впечатлений, переживаний, позитивного опыта, самостоятельности) и чем они квалифицированнее, тем дирижеру (левому полушарию) легче ими управлять и тем более сложное произведение можно исполнить.

Однажды Герберт Уэллс написал такие слова:

«Ни один завоеватель, ни один государственный деятель не может изменить сущность масс и поднять их выше того поколения взрослых, с которым он имеет дело. Но Учитель – я употребляю это слово в самом широком смысле может сделать больше, нежели правители и государственные главы. Именно они, Учителя, способны создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».

Теперь поговорим о том, как простые на первый взгляд материалы для творчества помогают решать столь сложные психофизиологические задачи.

Начнем с акварели

Это традиционный вид детских красок. Россия, пожалуй, единственная страна, которая выпускает детскую полусухую медовую акварель. Это очень насыщенные краски. Они хорошо набираются на кисть и разносятся по бумаге. У них широкий тональный диапазон — от светло-прозрачного тона до укрывистого мазка. Особенно привлекательна эта акварель при работе по сырой бумаге, как на горизонтальной, так и на наклонной плоскости. Наклонная плоскость позволяет видеть и наблюдать не только движение краски, но и превращение цветов при слиянии. Дети наблюдают графику подтеков и фантазируют на эту тему, воображение подсказывает им реалистические картины. В этот момент происходит сотворчество человека и красок. Работа по сырой или сухой бумаге в технике аla-prima или многослойной – это не единственные возможности акварели. Свойства акварели позволяют разнообразить работу с ней и на других поверхностях: ткани, бархатной бумаге, тонированной бумаге, дереве, камне. Старые мастера использовали акварель даже в работах маслом, при изображении неба.

Кроме оригинальных и разнообразных технических возможностей, акварель развивает и утончает зрительное восприятие человека, особенно в технике по-сырому. Бесконечная градация оттенков, появляющихся на белом листе, понуждает мозг к их вычислению и запоминанию, что непременно откладывается на всю жизнь и в конечном итоге способствует формированию мышления.

Мой педагогический опыт (20 лет) позволяет сделать следующее предположение: большинство детей на начальной стадии рисования красками любят черный цвет не потому, что у них проблемы в семье, как утверждают некоторые новоявленные психологи, а просто потому, что белый и черный, самые контрастные цвета. И когда говоришь ребенку: «Рисуй ярче, возьми яркие краски», – он берет еще больше черного. Постепенно, после постоянной работы на мольберте акварельными красками по сырой бумаге, черный цвет «уходит» сам собой. Каждому ребенку для этого требуется свое время.

Когда глаз привык различать не только цвета, но и их оттенки, можно с уверенностью и готовностью приступать к гуаши. На своих занятиях даже на первом этапе знакомства с красками мы чередуем работу акварелью и гуашью, но обязательно по-сырому.

Гуашевые краски

Эти краски тоже водорастворимые, как и акварель, но, в отличие от нее, они укрывистые. Гуашь ценна тем, что ее можно смешивать и получать бесконечное количество оттенков. С ее помощью хорошо передавать настроения и состояния природы, фактуру предметов и вещей. Но работа с этой краской тоже требует определенного навыка и умения. Так, гуашь в отличие от акварели не любит много воды. Она чувствительна к грязной кисти. Поэтому идеально, если ребятам будет предоставлена возможность работать с несколькими кистями, распределяя определенную нагрузку на каждую из них.

В начальной школе ребята способны понять, что такое цветовая гамма, какие бывают цветовые гаммы и почему.

Возможно, еще не всем известно, что названия цветов и соответственно гамм – теплая, холодная, горячая – появились не случайно. Современным ученым удалось измерить температуру основных цветов. Оказалось, что их температура соответствует их характеристикам.

Так же ребятам начальной школы можно объяснить, что такое колорит, на примере природного явления. Но перед этим задать им несколько вопросов:

Какого цвета ночь?
Какого цвета утро?
Какого цвета сумерки?
Почему?
Почему бывает розовое утро?
Почему бывают белые ночи?
Почему бывает серый день?

Ребята обязательно вспомнят о солнце и будут правы. Именно солнечные лучи и их преломление в атмосфере придают некий определенный цвет освещению, который окутывает часть Земли в том или ином районе, и поэтому бывают в одном месте белые, а в другом темные ночи, розовые восходы…

Чтобы передать это на бумаге, существует простейший способ передачи колорита.

Надо заранее определить, какое состояние в природе мы хотим нарисовать, и установить цвет его освещения. Например, мы хотим изобразить зимние сумерки — они сиреневые. Разведем в отдельной баночке небольшое количество этого оттенка и будем добавлять его понемногу в каждую краску, которую хотим нанести на бумагу. В результате у нас получится работа в едином колорите.

Более подробно с традиционными материалами для детского творчества, а также с теми, которые недавно появились на прилавках наших магазинов (акрил, пластика, краски по стеклу, по ткани и др.), можно будет познакомиться на мастер-классе «Живые краски» Светланы Ашиковой – художника-педагога, лауреата форума «Школа-2001», лауреата ВВЦ за разработку программ по творческому рисованию, руководителя центра «Семицветик» – 18 апреля 2005 года в Московском городском Доме учителя.
В процессе мастер-класса каждому участнику будет предоставлена возможность непосредственно испробовать новые материалы для детского творчества и апробировать техники их применения.