Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Татьяна МАТИС

Темная закладка для книги

Занятие по декоративной росписи в 1-м классе по программе Ю.А. Полуянова «Изобразительное искусство и художественный труд»

Декоративная роспись – вид изобразительного искусства, очень близкий детям и любимый ими. Они с большим удовольствием расписывают узорами поделки, используя разные краски.

По программе развивающего обучения в 1-м классе дети уже познакомились и опробовали многое, что подготавливало их к этим урокам. Узнали, какие разнообразные цвета получаются сначала от смешения цветных красок с белой и черной, потом – при смешении красок между собой. Пробуя по-разному прикладывать к бумаге кисти разной формы (круглые и плоские) и размера (широкие, средние, тонкие), узнали, что при этом на бумаге остаются следы разной формы. Накладывая такие следы кистей с красками на бумагу равномерными движениями руки (шагами) и соединяя их между собой, увидели, что при этом получаются красивые узоры (см. занятие «Моя рука гуляет по» – № 29/ 2001). Ознакомление с широко распространенной в народном кустарном декоративно-прикладном искусстве росписью приемами «примакивания» началось с создания светлой закладки. На ней дети покрывали росписью середину и края, нанося на них цветные точки разной величины осваивали самый простой прием такой росписи.

На уроке «Темная закладка» дети решают более сложные задачи. Им надо развести три-четыре краски до средней густоты, затем проделать тренировочную работу. Сначала, под разным углом прикладывая к бумаге круглую кисть и следя, какой формы следы при этом получаются, понять, как сделать так, чтобы эти следы имели ровные и четкие очертания. Потом, используя следы разной формы и цвета, соединить их в растительный узор. Ни о ритме, ни о симметрии, которые служат основой построения всякого орнамента, детям ничего не говорится. Но узоры на закладках ритмичны, а лепестки цветов и листья соединяются не всегда точно, но симметрично. Получается это благодаря чувствам ритма и симметрии, которые руководят движениями их руки с кистью, и тому, что прекрасным примером этому детям служат образцы росписи мастеров из Хохломы.

Дети не повторяют узоры народных мастеров ни по формам и цветам, их составляющим, ни по содержанию росписи. Каждый придумывает свой «мотив» для росписи закладки (летний, весенний, осенний...). Различен и уровень совершенства в реализации их замыслов. Первоклассники пробуют освоить приемы декоративной росписи – каждый в меру своих возможностей и подготовленности. Поэтому учителю проводить это занятие не просто. С одной стороны, он должен требовать от детей точности, четкости, аккуратности, определенной последовательности выполнения действий, с другой – считаться с возможностями каждого ребенка и сохранять непосредственность и оригинальность замысла. Вот как было проведено это занятие в Школе развития (подразделение школы № 1133 г. Москвы) учителем Ж.А. Алешиной.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель выставляет на мольберте выполненные детьми светлые закладки. Основной критерий оценки детям известен, поэтому многие сразу же поднимают руки, желая высказаться.

Алина (показывая на несколько закладок). Тут все очень красиво... чередуется.

Илья. А мне эта нравится... (показывает). Получились клеточки... вот смотрите... как узор...

Учитель. А что делает эти закладки красивыми?

Саша. Красиво кружки чередуются. Вот такой идет, а потом красный... а потом – опять синий...

Наташа. Они разные... большие и маленькие... по размеру...

Миша. Разной формы...

Илья. Форма одинаковая... они круглые...

Алина. Они разного цвета.

Учитель. Так на что надо обращать внимание, чтобы сделать красивые закладки?

Павлик. Чтобы они были разной величины и цвета...

Маша. Чтобы расстояние было одинаковое (показывает интервалы между точками и кружками).

Учитель. Молодцы! Все вы правильно сказали. Чтобы получилось красиво, надо, чтобы повторялись (показывает) и чередовались (показывает) изображения. И очень важно, чтобы при этом одинаковыми были не только сами изображения, но и расстояния между ними, то есть чтобы они тоже повторялись и чередовались.

Дети отбирают часть закладок, которые, по их мнению, могут быть выставлены на стенде в классе.

Учитель показывает чашу, расписанную мастерами Хохломы.

Учитель. Посмотрите, какая красивая вещь! А кто знает, что это за роспись?

Дети (хором). Хохлома.
– У нас дома такая есть...
– У мамы на кухне...
– Я видел стаканчик такой... красивый...
– Мы ездили туда, где их делают...

Учитель. Очень хорошо. Я вижу, что вы все видели деревянную посуду, сделанную в Хохломе. А знаете ли вы, что такое Хохлома?

Далее учитель коротко рассказывает о селе Хохлома, об истории промысла, о технологии изготовления посуды. Более подробно останавливается на особенностях росписи, показывая ее образцы (на репродукциях и на изделиях).

– А как вы думаете, что делает художник перед тем, как начать расписывать вещь?

Илья. Он думает, как ее сделать...

Миша. Что нарисовать...

Алина. Он тему придумывает...

Учитель. Тема росписи называется мотив. А откуда берет мотив художник?

Посмотрите на эти вещи (показывает хохломскую посуду).

Илья. Из головы...

Паша. Из природы...

Алина. Листочки всякие, ягодки, цветы...

Миша. У меня дома рябина растет...

Учитель. Посмотрите на эту чашу. На какой мотив она сделана?

Варя. Осенний...

Павлик. Про осень...

Миша. Про лето...

Илья. Смотри: рябина – красная, листья – желтые... Осень.

Учитель. А вот эта солонка?

Алина. Лето.

Павлик. Тут ягоды, а ягоды только летом.

Никита. И осенью бывают.

Коля. Клубника – только летом.

Учитель. А какие мотивы могут быть?

Дети (наперебой). Осенние, летние, весенние.

Учитель. А про цветочную клумбу может?

Саша. Это летний мотив.

Учитель. А еще что может быть изображено в летнем мотиве?

Дети (наперебой). Цветы, жаворонок, ягоды, трава, люди, бабочки, птицы, рыбки.

– Они в речке плавают.

Учитель. А как мы их должны изобразить?

Варя. Следы сделать... (показывает движение рукой, как бы прикладывая кисть).

Миша. Кружки сделать...

Алина. Листочки... вот так (двигает рукой).

Олег. Точки... а потом – клубничку... вот так (показывает).

Учитель. А какой кистью нам сегодня будет удобнее работать?

Дети (хором). Круглой.

Учитель раздает детям кисти и листочки для пробы, на которых они приемами «примакивания» пробуют делать изображения различных предметов. Дети придумывают изображения, показывают друг другу и классу, что у них получилось, как они держали кисть и как действовали. Учитель вместе с детьми оценивает получившиеся изображения и просит еще раз показать то действие и положение кисти, при помощи которого такое изображение удалось получить.

Учитель. Посмотрите еще раз на роспись мастеров Хохломы. Давайте найдем на ней те изображения, которые мы уже научились делать.

Аня. Листочки... Кисточку надо приложить... целиком... вот так... а потом боком сюда и сюда...

Илья. Ягодка... Кружок надо сделать... Так (показывает поворот кисти вокруг своей оси). А потом точку... вот здесь...

Варя. Клубничку... вот так... половинкой (показывает, как повернуть кисть).

Учитель. Посмотрите, а что здесь такое есть, чего мы с вами еще не делали?

Илья. Вот (показывает травки).

Саша. Такую (показывает «кудрину»).

Учитель. А какой кисточкой их надо делать?

Дети (наперебой). Маленькой, круглой, мягкой, тонкой, с острым кончиком.

Учитель. А почему вот здесь (показывает) травка получилась такая тонкая?

Алина. Не нажимали сильно...

Илья. Чтобы сделать эту «кудрину», нужно руку двигать...

Учитель. Молодец, Илья! Главное подметил. Когда мы делали ягодки, листочки и другие изображения приемами «примакивания», мы руку не двигали, а только прикладывали к бумаге кисть. А когда делаем кудрину или травку, мы руку двигаем.

Учитель показывает движения (рукой с кистью, но без краски), какими делаются кудрины и травки, и предлагает детям попробовать их сделать на своих листочках для пробы. Дети тренируются.

Учитель просит детей придумать мотив росписи закладки для книги. Мотив должен быть необычный и оригинальный. Затем дети должны выбрать основу для закладки. Все основы темные, но разного цвета. Надо подумать, основа какого цвета лучше подойдет под задуманный мотив.

Дети выбирают основы, выбирают три цветные краски и при помощи черной и белой составляют из них цвета, по просьбе учителя размечают закладку и приступают к работе.

В процессе выполнения работы учитель индивидуально консультирует детей, если это требуется, напоминает им технологию росписи, при затруднениях задает уточняющие вопросы, позволяющие детям «самим» найти решение.

* * *

На что важно обратить внимание в приведенном выше фрагменте занятия?

1. Хотя в результате дети выполняют творческую работу, построенную на индивидуальном замысле, главное в нем – именно учебная часть. Дети осваивают способы действия с кистями, учатся по-разному прикладывать их к бумаге в зависимости от того, какое изображение хотят получить, – иными словами, заранее планируют и само изображение, и действие, которым оно должно быть выполнено, что для детей возраста 6 – 7 лет является очень большим достижением.

2. Особо надо подчеркнуть особенность методики обучения детей приемам декоративной росписи. Дети не повторяют заданные учителем образцы – ведь учитель как бы и не учит детей (он почти ничего не показывает, не говорит, что, как и где делать). Он только организует ситуацию, создает систему мотивировок, которые заставляют детей внимательно рассматривать и, главное, видеть (что не одно и то же) произведения искусства, вспомнить и мобилизовать весь свой, хотя и небольшой, жизненный и изобразительный опыт и «отгадать», как действовал художник, а уже потом попробовать повторить его действия. Иными словами, происходит активный и вполне самостоятельный поиск способа действия.

3. Тесно связано с действием поиска действие пробы: сначала – отдельных приемов, потом – соединения этих приемов при реализации индивидуальных замыслов-мотивов, что, как показывают психологические исследования, является одной из эффективнейших форм усвоения учебного материала.

Реализация на занятии всех этих аспектов позволяет подготовить детей к решению более сложной задачи – выполнению декоративного панно «Сказочные цветы». Работа творческая, где вся технология подчинена замыслу, наработанные приемы изображения используются детьми хотя и непроизвольно, но целенаправленно. Но это уже несколько другая и более сложная проблема, требующая отдельного разговора.

Мастер-класс «Соединение пятен. Рождение замысла» состоится 19 апреля 2005 года в Доме учителя. Ведущая кандидат псих. наук, Татьяна Анатольевна МАТИС