Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2005

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Пара слов про "ИГРОСЛОВ"

Белорусец С. Игрослов. Русский язык

«Игрослов»1, несмотря на свой небольшой объем, – книга удивительная и очень содержательная. Подобной книги в нашей детской литературе, похоже, еще не было: она объединяет в себе различные игровые жанры, развивающие языковое чутье и умение свободно владеть родным языком.

Общеизвестно, что детский возраст сенситивен к развитию речи. Именно в это время важно приучить человека быть внимательным к тому, что, как и с какой целью он говорит. Особенно успешно этот процесс происходит в игре – достаточно понаблюдать, с каким упоением дети играют в лингвистические игры, например, составляя цепочки метаграмм или разгадывая увлекательные анаграммы.

Внимание к звуко-буквенному и знако-смысловому составу слова свойственно детям, и малейшие изменения в том и другом составах воспринимаются детьми остро и творчески активно. Результатами такой активности становятся более осознанные и грамотные речь и письмо, интерес к чтению, что является ныне большой ценностью. Ведь ни для кого не секрет, что современные дети читают, как правило, мало и неохотно, предпочитая получать готовую визуальную картинку видео- и компьютерного происхождения, вместо того чтобы добывать визуальные образы с помощью работы воображения и абстрактного мышления, как это происходит при чтении. Собственно, лингвистические игры потому так и стимулируют творческую потенцию детей, что предоставляют им более тяжелую, чем обычно, когнитивную нагрузку, после которой реальная речь воспринимается легче, высвобождая силы для более свободного и творческого выбора речевых средств.

В качестве одного из основных инструментов для поэтико-лингвистических игр с детьми автор использует ономатопоэйю. Жанры для этого выбраны самые разнообразные: детские юмористические, лирические и сказочные стихи, головоломки, скороговорки, считалки, лимерики, омонимы, омофоны, логогрифы, палиндромы и т.д.

Словом, в письменной форме дети впервые начинают оперировать в школе. Уже в букварный период они окунаются (и хорошо, если не утонут) в широкий грамматический материал, узнают, сколько опасностей их ожидает при переводе устной речи в письменную.

В занимательной, остроумной книжке «Игрослов», которая в то же время является вспомогательной рабочей тетрадью по грамматике для начальной школы, делается удачная попытка в игровой форме – через стихи, загадки, шарады, ребусы, кроссворды – заинтересовать ребенка словом, показать его удивительные, поистине безграничные возможности. В ней наглядно демонстрируется, каким образом можно использовать в речи смысл слова, его грамматические формы, звуки и буквы.

Автор книги – профессиональный детский поэт – подает информацию, безусловно, важную и нужную как для преподавателя, так и для учащегося.

Причем информация эта поистине уникальна, ибо впервые в нашей стране под одной книжной обложкой собраны именно авторские, оригинальные, по-настоящему творческие и художественно состоятельные поэтико-лингвистические развивающие игры.

Кроме стихотворных игр, книгу составляют и прозаические задания, а также и веселые, весьма неожиданные, уточняющие материал вопросы.

«Игрослов», позволит учителю разнообразить форму подачи материала на уроках, а ученику – полезно и радостно провести свой досуг в семье или с друзьями.


1 Белорусец С. Игрослов. Русский язык: строгие правила в занимательной форме, Самара: Корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2003.

Приглашаем на встречу с автором «Игрослова» Сергеем БЕЛОРУСЦЕМ 19 апреля 2005 года в Дом учителя.